г. Сыктывкар

ул. Орджоникидзе, 10

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн - Пт: с 10.00 до 19.00

Вс: с 10.00 до 17.00

Суббота - выходной

санитарный день

Национальная библиотека Республики Коми
Умная библиотека для общества знаний
Меню
13 ноября 2020

Леонид Занков – учёный-реформатор начальной школы

Леонид Владимирович Занков (1901–1977) – один из известнейших ученых в области педагогики, психологии и дефектологии, академик, доктор педагогических наук, профессор, создатель новой системы обучения и развития школьника, которая до настоящего времени применяется в ряде российских школ. Разработчик теории и практики второй в мире после Я. А. Коменского дидактической системы обучения.

С 1957 по 1977 гг. в ходе лабораторного психолого-педагогического эксперимента, в котором участвовало более тысячи экспериментальных классов, была создана новая система начального обучения. Л. В. Занковым и сотрудниками его лаборатории были выпущены книги с описанием методики нового типа обучения и разработаны первые экспериментальные учебники. В 1996 г. коллегия Министерства образования РФ придала системе развивающего обучения Л. В. Занкова статус государственной.

По данным, приведенным методистами, в среднем каждый 4-й российский ученик младшей школы обучается по системе Л. В. Занкова. Это составляет от 15% до 40% от всех школьников РФ в зависимости от региона, а в Москве — около 30%.

В 2020 году исполнилось 63 года системе развивающего обучения Занкова.

По данным, приведенным методистами, в среднем каждый 4-й российский ученик младшей школы обучается по системе Л. В. Занкова. Это составляет от 15% до 40% от всех школьников РФ в зависимости от региона, а в Москве — около 30%.

В 2020 году исполнилось 63 года системе развивающего обучения Занкова.

Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не «подтянуть»слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Методика развивающего обучения Л. В. Занкова охватывает обучение детей с 6 лет до перехода их в старшую школу. Ученый сознательно не создавал методику обучения в старшей школе – он считал, что все самое лучшее можно развить только в младшем школьном возрасте. К примеру, плохая память шестиклассника – это следствие игнорирования ее развития в более раннем возрасте. Скорее всего, она уже не станет лучше.Общее развитие ребенка должно быть направлено не на отдельные компоненты (память, воображение, внимание и т. д.), а на всю психику в целом. Воспитывать в ребенке нужно стремление к самостоятельной учебной деятельности, а не к простому получению от учителя необходимых знаний, умений и навыков.

Педагогическая система развивающего обучения Л. В. Занкова даёт

учащимся:

• развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений, формирование потребности учиться;

• радость от свободного умственного труда, творчества и общения;

• самостоятельность, уверенность, ответственность;

• стремление к сотрудничеству.

учителю:

• изменение взгляда на образование и ученика;

• технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей;

• расширение возможностей для творчества.

родителям:

• уверенность в успешном будущем своего ребенка. 

Педагогическая система развивающего обучения Л. В. Занкова даёт

учащимся:

• развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений, формирование потребности учиться;

• радость от свободного умственного труда, творчества и общения;

• самостоятельность, уверенность, ответственность;

• стремление к сотрудничеству.

учителю:

• изменение взгляда на образование и ученика;

• технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей;

• расширение возможностей для творчества.

родителям:

• уверенность в успешном будущем своего ребенка. 

Дидактические принципы Л.В. Занкова

Для наибольшей эффективности процесса общего развития школьников Л.В. Занков разработал дидактические принципы  развивающего обучения:

  • целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;
  • системность и высокая сложность содержания, адекватные зоне ближайшего развития ребёнка;
  • ведущая роль теоретических знаний (без принижения значения практических умений и навыков);
  • обучение на высоком уровне трудности;
  • продвижение в изучении материала в быстром темпе;
  • осознание ребёнком процесса учения (принцип сознательности, обращённой на свою деятельность);
  • принцип единства эмоций и интеллекта, включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);
  • проблематизация содержания (коллизии);
  • вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
  • работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.

Одной из ярких черт урока в дидактической системе Л. В. Занкова является неукоснительное требование к учителю обеспечить на уроке добрые, доверительные, насыщенные положительными эмоциями отношения между учителем и учащимися.

Читаем, изучаем, применяем в работе!

В известных трудах учёного, в которых особое внимание уделяется работе школы над развитием учащихся, выдвинуты принципы экспериментального обучения и освещён опыт работы школ в данном направлении и его результаты.

 Дидактика и жизнь
Дидактика и жизнь
Занков Леонид Владимирович
Инв. номер 611314 - ч (Отдел гуманитарных наук, ул. Катаева)
Шифр 74.202; Авт. знак: З-28
В книге «Дидактика и жизнь» рассматриваются вопросы, которые до этого времени не освещались в дидактике, но имеют актуальное значение для выполнения современных задач школы. Рассмотрение дидактических вопросов тесно связано с анализом практики школ. На этой основе выясняются пути улучшения обучения и воспитания и даются соответствующие научные рекомендации. Особое внимание в книге уделено работе школы над развитием учащихся, выдвинуты принципы экспериментального обучения, освещен опыт работы школ в данном направлении и его результаты.
Избранные педагогические труды
Избранные педагогические труды
Занков Леонид Владимирович
Инв. номер 1183453 - ч (Отдел гуманитарных наук, ул. Катаева)
Шифр 74.202; Авт. знак: З-28
В книге рассматриваются объективные закономерности обучения и развития младших школьников, отражены экспериментально-педагогические исследования по важнейшим проблемам дидактики.
  • Родители не должны готовить с детьми или, того хуже, вместо детей домашние задания. В противном случае учитель попросту не сможет вовремя заметить, что ребенок в чем-то не разобрался. 
  • Родители не должны наказывать ребенка за неуспех, виной которому его индивидуальные особенности, а не, допустим, лень.

Знаете ли вы, что...

***

Творческое наследие Л. В. Занкова – более 200 крупных публикаций, переводные издания в 14 странах.

***

Созданная им и его сотрудниками система обучения реализуется в каждой четвертой школе России, в школах Белоруссии, Украины, Казахстана, Молдавии, США, Израиле, Австралии.

***

Настольная книга Леонида Занкова — поэма «Евгений Онегин» Александра Пушкина. Он мог её не только ежедневно перечитывать, но и цитировать наизусть.

Что происходит с системой Занкова сегодня?

В настоящее время в начальном образовании развивающая система Л. В. Занкова вызывает противоречивые мнения. Одни специалисты её критикуют, другие продолжают считать актуальной и совершенной.

В 2014 году учебники системы Занкова исключили из списка рекомендуемых к использованию (в России их выпускает единственное издательство – самарский издательский дом «Фёдорова»). Соответствующим ФГОС было признано только пособие по изобразительному искусству. Учителя-занковцы подавали петицию для пересмотра, но пока министерство не реагирует на их обращения. В некоторых школах учителя по своей инициативе продолжают учить детей по программе Занкова. Но их мало, потому что школы предпочитают не рисковать и останавливаются на рекомендованных программах.

Однако, уроки по Занкову, благодаря богатому содержанию, методам, ориентированным на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребёнка, характеру взаимоотношений между учителем и учащимися, могут приобрести черты нестандартности, яркости, мобильности. А его опыт будет полезен в работе, как педагогам со стажем, так и учителям, только начинающим свою педагогическую деятельность.

Однако, уроки по Занкову, благодаря богатому содержанию, методам, ориентированным на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребёнка, характеру взаимоотношений между учителем и учащимися, могут приобрести черты нестандартности, яркости, мобильности. А его опыт будет полезен в работе, как педагогам со стажем, так и учителям, только начинающим свою педагогическую деятельность.

  • Искусство медленного чтения
    Искусство медленного чтения
    Монография
  •  ДНК = DNA: история генетической революции
    ДНК = DNA: история генетической революции
    Уотсон Джеймс Дьюи
    Научно-популярная литература
  •  Рабочие отношения
    Рабочие отношения
    Рубан В. Д.
    Популярная психология
  •  В главных ролях
    В главных ролях
    Рунге Татьяна
    Популярная психология
  • Das Göttinger Nobelpreiswunder - 100 Jahre Nobelpreis
    Das Göttinger Nobelpreiswunder - 100 Jahre Nobelpreis
    Cправочное издание
  • Валентина Челинцова
    Валентина Челинцова
    Трифонова Г. С.
    Монография
  • Казимир Малевич и его пророчество о «новом бытие»
    Казимир Малевич и его пророчество о «новом бытие»
    Сидорина Е. В.
    Монография
  • Иконография Сталина
    Иконография Сталина
    Руцинская И. И.
    Монография
< >
Яндекс.Метрика