г. Сыктывкар

ул. Орджоникидзе, 10

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн - Пт: с 10.00 до 18.00

Сб, вс: выходной

санитарный день

Национальная библиотека Республики Коми
Умная библиотека для общества знаний
Меню
06 октября 2020

Педагогика Антона Семёновича Макаренко

Антон Семёнович Макаренко (1888 –1939) – советский педагог-новатор и писатель. Он обогатил советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приёмами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание).

Макаренко был одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения. Его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А.М. Горького, мировое значение, изучается повсюду. За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А. С. Макаренко воспитал более 3000 молодых граждан Советской страны.

Свою образовательную систему он начал воплощать, работая в трудовой колонии для несовершеннолетних преступников. Он помог сотням детей пройти социализацию и подготовил их к реальной жизни. Макаренко считал, что хороший учитель должен верить в своих учеников, отлично знать свой предмет и незамедлительно действовать, опираясь не на книжные формулы, а на собственный опыт. Авторская методика учителя до сих пор остаётся актуальной, а его советы можно взять на вооружение каждому родителю.

Макаренко писал: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно…». Три тысячи «безнадежных» детей прошли через сердце Антона Семеновича Макаренко, и каждому он помог стать счастливым.

Факты биографии

Антон Макаренко родился в городе Белополье (ныне Сумская область, Украина) в семье железнодорожного рабочего. Преподавать А. С. Макаренко начал еще в 17 лет, устроившись в Кременчугское железнодорожное училище. С 1914 по 1917 год был студентом Полтавского учительского института, который окончил блестяще. Темой дипломной работы Макаренко был кризис современной педагогики. Уже в студенческой юности будущий корифей педагогики понял своё призвание и наметил пути развития своих революционных, новаторских идей. Это был долгий и трудный путь.

В 1914-1915 гг. написал первый рассказ. После книг о коммуне имени Ф.Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД – 1» (1932) было закончено главное художественное произведение А. С. Макаренко – «Педагогическая поэма» (1935). В последние годы жизни А.С. Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями – «Флаги на башнях», так и над автобиографическими материалами – повесть «Честь» (1937-1938), роман «Пути поколения» (не закончен).

Из наследия А. С. Макаренко

Представленные издания освещают деятельность педагога и писателя: это публицистика, литературное творчество, труды исследователей, содержащие теоретико-исторический анализ педагогической концепции и опыта А.С. Макаренко. Штрихи к образу – деловая и личная переписка, дневниковые записи, неопубликованные ранее статьи в собраниях сочинений.

Флаги на башнях
Антон Семёнович Макаренко
Повесть
Инв. номер 888552 - ч
Шифр 84(2Рос-Рус)6; Авт. знак: М15
Повесть "Флаги на башнях" связана по содержанию с повестью "Педагогическая поэма" и продолжает рассказ о жизни коллектива коммуны имени Ф. Дзержинского. В книге автор стремился изобразить замечательный коллектив, в котором ему посчастливилось работать, изобразить его внутренние движения, его судьбу, его окружение.
Педагогическая поэма
Антон Семёнович Макаренко
Инв. номер 1134342 - ч (Отдел гуманитарных наук, ул. Катаева)
Шифр 84; Авт. знак: М15
Эта книга давно стала классикой – классикой литературы и классикой педагогической мысли. Драматичная и в то же время светлая, жизнеутверждающая, она увлекает читателей самых разных возрастов, поистине от мала до велика. И конечно же, она не устаревает. «Педагогическая поэма» рассказывает, как в детской колонии, созданной в первые годы после гражданской войны, шло формирование «настоящего человека» из числа беспризорных, мелких воров, людей, искалеченных трудными и жестокими условиями гражданской войны. Создание великолепного по своим идейно-нравственным качествам коллектива показано в поэме широко и многопланово.
Книга для родителей
Антон Семёнович Макаренко
Инв. номер 1122209 - ч (Отдел гуманитарных наук, ул. Катаева)
Шифр Шифр: 74.9
В произведении «Книга для родителей» изложены педагогические воззрения автора, надеявшегося, что «читатель в этой книге найдёт для себя полезные отправные позиции для собственного активного педагогического мышления».
Человек должен быть счастливым
Антон Семенович Макаренко
Сборник статей
Инв. номер 1323243 - ч (Отдел гуманитарных наук, ул. Катаева)
Шифр 74.200; Авт. знак: М15
Педагогика Макаренко максимально ориентирована на воспитание. Различным составляющим именно воспитания (не образования!), его факторам, условиям, критериям воспитанности посвящены многие страницы книги. Работы Макаренко о семейном воспитании вызовут желание задуматься о своем отношении к детям, к самим себе как родителям, раскроют истоки родительского авторитета, помогут лучше понять причины достижения одними успеха и счастья, а другими – краха и разочарований. Предназначена родителям и воспитателям, студентам и преподавателям.
О воспитании
Макаренко Антон Семенович
Сборник статей
Инв. номер 1113193 - ч (Отдел гуманитарных наук, ул. Катаева)
Шифр 74.200; Авт. знак: М15
В книгу включено наиболее важное и значительное из огромного педагогического наследия А.С.Макаренко. Мысли А.С.Макаренко о роли коллектива и коллективного труда в воспитании, о культуре потребления и родительском авторитете, о воспитании героической личности, о мастерстве воспитателя и значении педагогического коллектива крайне актуальны сегодня в период перестройки социально-экономических отношений в стране и демократизации нашего общества. Все, кого интересуют проблемы воспитания подрастающего поколения, найдут в этой книге ответы на самые разнообразные вопросы.
Педагогический опыт А. С. Макаренко
И. Ф. Козлов
Сборник
Инв. номер 1103246 - ч (Отдел гуманитарных наук, ул. Катаева)
Шифр 74.03(2); Авт. знак: К59
В книге И. Ф. Козлова, одного из первых исследователей педагогического опыта А. С. Макаренко, излагаются основы его педагогической системы, дается анализ практики руководимых им воспитательных учреждений: трудовой колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. 3.Дзержинского. Автор раскрывает методологические принципы наследия А. С. Макаренко по коренным проблемам воспитания, лаконично и ярко излагает основы теории воспитательного коллектива и методики педагогического воздействия. Книга адресована широкому кругу читателей, руководителям школ, учителям, преподавателям и студентам педагогических учебных заведений.
Антология гуманной педагогики
Макаренко
Инв. номер 1264077 - ч (Отдел гуманитарных наук, ул. Катаева)
Шифр 74.03(2); Авт. знак: М15
Задача книги – познакомить с тем, что является непреходящим в творчестве великого гуманиста, с тем, что при прошлом прочтении его творчества оставалось, по ряду причин, за скобками, но что является сегодня особенно актуальным.

Обращение к педагогическим работам автора поможет осмыслить на новом этапе идеи и сущность его творчества, вклад А. С. Макаренко в становлении гуманистической педагогической мысли. Современны предостережения выдающегося педагога о «безликом детстве» и «модели абстрактного ребенка» в глазах «чиновников в кабинетах», актуальны его взгляды на «педагогически техническую мысль» в педвузах: «Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания», – писал Антон Семенович.

Знаете ли вы, что...

***

Свою знаменитую «Педагогическую поэму» А. С. Макаренко посвятил Максиму Горькому – «с преданностью и любовью», «шефу, другу и учителю».

***

Антон Макаренко отдал созданию «Педагогической поэмы» 10 лет напряжённого труда. Бывало так, что законченные главы казались не художественным произведением, а «книгой по педагогике», написанной в форме воспоминаний. Уверенность в писателя вселил А. М. Горький — первый читатель и редактор «Педагогической поэмы». Он писал: «На мой взгляд, «Поэма» удалась Вам. Не говоря о значении её сюжета, об интереснейшем материале, Вы сумели весьма удачно разработать этот материал и нашли верный, живой и искренний тон рассказа, в котором юмор Ваш уместен, как нельзя более».

***

По мнению ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко признан одним из выдающихся педагогов XX века.

10 основных правил воспитания Антона Макаренко

< >
1/10

Педагогам-мастерам, только начинающим и будущим педагогам предлагаем ещё раз взять в руки и прочесть то великое педагогическое наследие, которое позволит по-новому осмыслить жизнь и деятельность А. С. Макаренко, а возможно и значимость своей выбранной профессии. А родители смогут пересмотреть свои методы воспитания и найти ответы на волнующие вопросы.

Педагогика Антона Семёновича Макаренко
Факты биографии
Из наследия А. С. Макаренко
Знаете ли вы, что...
***
***
***
10 основных правил воспитания Антона Макаренко
  •  Ленд-лиз для СССР
    Ленд-лиз для СССР
    Быстрова Ирина Владимировна
    Научное издание
  •  Кибервойн@: Пятый театр военных действий
    Кибервойн@: Пятый театр военных действий
    Харрис Шейн
    Научно-популярная литература
  •  Дом Ротшильдов
    Дом Ротшильдов
    Фергюсон Нил (1964-)
    Документальная проза
  •  Эшелон на Самарканд
    Эшелон на Самарканд
    Яхина Гузель Шамилевна
    Роман
  •  Материнская любовь
    Материнская любовь
    Некрасов Анатолий Александрович
    Психология
  • Memento memory : как улучшить память, концентрацию и продуктивность мозга
    Memento memory : как улучшить память, концентрацию и продуктивность мозга
    Сосновцева Е. В.
  • Русский быт накануне Петровских реформ : жилище, еда, одежда, деньги, занятия русских людей в XVII веке
    Русский быт накануне Петровских реформ : жилище, еда, одежда, деньги, занятия русских людей в XVII веке
    Научно-популярная литература
  • Беседы о будущем, которого пока нет
    Беседы о будущем, которого пока нет
    Научно-популярная литература
< >
Яндекс.Метрика