г. Сыктывкар

ул. Орджоникидзе, 10

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн - Пт: с 10.00 до 18.00

Сб, вс: выходной

санитарный день

Национальная библиотека Республики Коми
Умная библиотека для общества знаний
Меню
12 июня 2020

Педагог-новатор – Шалва Амонашвили

Учителя – люди, которые всегда находятся в творческом поиске. Новые методики, нестандартные уроки, развивающие задания... Что делать, когда Вам кажется, что нет идеи для интересного урока, Вы не можете подобрать ключик к ученику, а поведение отдельных учащихся и дисциплина на уроке оставляют желать лучшего?

Тогда творческим оптимистам, настоящим профессионалам с большим стажем работы (и не очень), опыт коллег, опыт учителей-новаторов способен стать источником профессионального вдохновения. Давайте будем знакомиться!

Шалва Александрович Амонашвили (1931)

Шалва Александрович Амонашвили – легенда отечественной педагогики, педагог с мировым именем, выдающийся практик, философ, психолог, автор многих научных трудов, оказавший огромное влияние на образовательные и воспитательные процессы 20 и 21 века.

Он является автором научного направления, известного в мире как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе», разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики, ориентированной на личность ребёнка и отрицающей авторитарную, императивную (повелительную, приказную) педагогику.

«Мы должны измениться. Новые дети в старой педагогике не умещаются, – утверждает педагог. Сегодняшним детям нужна искренняя любовь и красота. Образовательный процесс должен быть творческим, задания, которые задают детям, должны быть понятны, заманчивы, увлекательны, голос учителя должен увлекать. Вот что влияет на образовательный процесс, а не стандарты. Стандарты – это ограничения, палка в руках, чтобы бить ребенка по голове, чтобы он дальше стандарта не ушел.

Новые дети в старой педагогике не умещаются. Мы кричим на них, сердимся: они, мол, гиперактивные и такие-сякие, они виноваты! Мы всегда правы, а дети виноваты. А дети просто такие, какой будет жизнь сороковых, семидесятых, восьмидесятых годов этого столетия. Педагогика Марьиванны 30-х годов ХХ века не пригодится, правда?»

Досье

Шалва Александрович Амонашвили – педагог-гуманист, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор департамента педагогики, заведующий лабораторией гуманной педагогики; разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Доктор психологических наук, профессор, педагог-новатор.

Факты биографии

Ш. А. Амонашвили родился в 1931 году в г. Тбилиси (Грузия). Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. С 1983–91 гг. –возглавлял НИИ педагогики МП Грузинской ССР, с 1987 – генеральный директор Экспериментального научно-педагогического производственного объединения MHO Грузии.

Педагогический эксперимент по исследованию развивающего обучения начался ещё в 60-е годы прошлого века в Грузии – в Тбилиси, в лаборатории экспериментальной дидактики.

В этой работе участвовал молодой педагог Шалва Амонашвили. Вот его воспоминания об этом этапе его педагогической деятельности: «Была поставлена задача – уйти от авторитаризма… Я отучался кричать, наказывать, смотреть на детей сверху вниз, старался не ущемлять их чувство собственного достоинства… Дети начинали всё больше мне доверять, спешили поговорить и поспорить со мной».

В 60 – 70-х годах Амонашвили возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, который обрел известность по всему миру под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Первым проектом Амонашвили была «Школа радости» в Тбилиси. В ней в 1961 году он первым в СССР начал эксперимент по работе с детьми-шестилетками. Цель эксперимента была одна – вырастить просто хороших людей, и педагог считает, что она была достигнута.

В начале педагогической деятельности Амонашвили дали самую ужасную школу в Москве, куда «ссылали» всех отстающих детей. За два года он превратил её в образцовое учебное заведение. Когда в школу пришла министерская комиссия с проверкой, чиновники были изумлены произошедшей переменой. Все спрашивали: а где же недоразвитые дети? На что Амонашвили отвечал, что детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов.

В 1988-89 году Амонашвили работает вместе с А. А. Леонтьевым в уникальном коллективе – ВНИК «Школа». Перед содружеством учёных поставлена историческая задача: создать научно-методологические основы образовательной системы нового поколения, системы, которая обеспечила бы стране образование будущего. К сожалению, в связи со сменой руководства в образовании ВНИК закрылся, а подготовленные им материалы были не востребованы. Но основы методологической платформы образовательной системы будущего были определены.

С 1993 года Ш. А. Амонашвили принимает активное участие в работе объединения «Школа 2100», возглавляемого А. А. Леонтьевым, которое продолжило идеи ВНИК «Школа». Шалва Александрович принимает участие в подготовке основных документов, вписывает свою концепцию гуманной личностно-ориентированной педагогики в общую схему Образовательной системы «Школа 2100». После смерти А. А. Леонтьева становится одним из научных руководителей этой образовательной системы. Одновременно он руководит Лабораторией гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете, он – глава Издательского Дома Ш. Амонашвили.

Область научных интересов

Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе, идеи гуманной педагогики в истории человеческой мысли, оценочная основа педагогического процесса, жизнь ученика, личность учителя.

Основной постулат учительской философии Амонашвили заключается в следующем: «Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно: он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг – помочь ему выполнить её». Отношения «учитель – ученик», по Амонашвили, состоят в том, что «ребенок может всё, а учитель должен сам верить в эту формулу и внушать её ребенку».

Основа основ в школе Амонашвили – «уроки духовной жизни». Ради чего мы живем? Что такое жизнь и как она могла возникнуть? Что такое любовь? Что такое бессмертие? Первый принцип – это любить ребенка. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребёнок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно.

Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Шалвы Александровича: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни».

Его перу принадлежат десятки педагогических и психологических трудов, художественных произведений.

Педагогические притчи
Шалва Амонашвили
Инв. номер 1341503 - ч (Отдел гуманитарных наук, ул. Катаева)
Шифр Шифр: 74.0; Авт. знак: А62
В этой книге вы найдёте притчи, рассказы, советы, которые проникнуты Верой и Любовью к детям, к людям, к жизни. Они - воплощение добра, искренности, необыкновенной мудрости, истинного знания человеческой души. Эта книга - для учителей, детей и их родителей, а также для всех, кто желает проникнуть в закрома души ребёнка и взрослого. Пусть вас не тревожит слово «педагогические», вынесенное в название книги: здесь представлена не та система обучения, к которой мы привыкли в школе и которая до сих пор, быть может, кого-то пугает своей авторитарностью и нежеланием многих учителей обратить внимание на индивидуальность каждого ученика.

Отрывок из книги «Педагогические притчи» (https://clck.ru/NzWWh)

Интересно посмотреть

Дискуссия Германа Грефа с участием Шалвы Амонашвили и Александра Асмолова на тему «Гуманная педагогика и родительство: почему это важно сегодня». (https://clck.ru/NzWYX)

Здесь Ш. А. Амонашвили отвечает на самые популярные вопросы родителей о воспитании и образовании детей.

(https://clck.ru/NzWaR)

Сегодня, несмотря на свой почтенный возраст, Ш. А. Амонашвили ведёт активную профессиональную деятельность: проводит авторские семинары, конференции, вебинары, тренинги, читает лекции, пишет статьи, участвует в телепередачах, активно делится своими советами в соцсетях, координирует работу многочисленных лабораторий гуманной педагогики в России и других странах, организует ежегодные Международные Педагогические Чтения.

10 правил воспитания счастливых детей для родителей и учителей

Своим примером он убеждает, что учитель должен даже в слабом ученике искать искорку таланта, не бояться в преподавании отходить от официальной программы, учить самостоятельно думать, размышлять и анализировать информацию, не страшась осуждения и оценок. Возможно именно его педагогический опыт будет полезен в вашей педагогической деятельности.

  •  Ленд-лиз для СССР
    Ленд-лиз для СССР
    Быстрова Ирина Владимировна
    Научное издание
  •  Кибервойн@: Пятый театр военных действий
    Кибервойн@: Пятый театр военных действий
    Харрис Шейн
    Научно-популярная литература
  •  Дом Ротшильдов
    Дом Ротшильдов
    Фергюсон Нил (1964-)
    Документальная проза
  •  Эшелон на Самарканд
    Эшелон на Самарканд
    Яхина Гузель Шамилевна
    Роман
  •  Материнская любовь
    Материнская любовь
    Некрасов Анатолий Александрович
    Психология
  • Memento memory : как улучшить память, концентрацию и продуктивность мозга
    Memento memory : как улучшить память, концентрацию и продуктивность мозга
    Сосновцева Е. В.
  • Русский быт накануне Петровских реформ : жилище, еда, одежда, деньги, занятия русских людей в XVII веке
    Русский быт накануне Петровских реформ : жилище, еда, одежда, деньги, занятия русских людей в XVII веке
    Научно-популярная литература
  • Беседы о будущем, которого пока нет
    Беседы о будущем, которого пока нет
    Научно-популярная литература
< >
Яндекс.Метрика