г. Сыктывкар

ул. Орджоникидзе, 10

ул. Катаева, 41

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн - Пт: с 10.00 до 19.00

Сб: выходной

Вс: с 10.00 до 17.00

Последняя среда месяца - санитарный день

санитарный день

Национальная библиотека Республики Коми
Умная библиотека для общества знаний
Меню
25 ноября 2019

Духовная поэзия России

Духовная поэзия русских поэтов – сочетание размышлений на вечные темы и высокого художественного мастерства. А еще сочетание образов, известных и близких каждому православному человеку. Самая высшая красота – это религиозное чувство.

Не найдется поэта, который не обращался бы к религиозной тематике. В юности или в старости, напившись счастья или устав от горя, люди ищут смысл бытия и ответы на вечные вопросы.

Благодаря поэзии мы глубже почувствуем полноту жизни с радостями и скорбями. Действуя возвышающе, она роднит нас с миром вечной красоты, в котором царствуют непреходящая правда и чистая любовь.

Поэт делается пророком, который показывает вершину созерцания, изрекает глубины знаний и чувств. Русский поэт Василий Жуковский когда-то называл поэзию земной сестрой небесной религии, светлым маяком, зажженным Самим Создателем, чтобы во тьме житейских бурь нам не сбиться с пути.

Безусловно, во время своего зарождения русская духовная лирика по сути была религиозной.

Симеон Полоцкий (1629–1680 гг.)

Симеон Полоцкий – выдающийся деятель славянской культуры XVII века. Начитанный и энергичный, изучивший философские науки, развил русское просвещение.

Изучив ряд наук, простой монах Полоцкий отмечен как педагог и воспитатель. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Марии Милославской: Ивана, Софьи и Фёдора. Основатель школы при Заиконоспасском монастыре, учитель Сильвестра Медведева. Добился успехов в поэзии и драматургии.

Так же его интересовали искусство, медицина, астрология и другое. Предпочёл быть приближенным царю и его семье вместо блестящей церковной карьеры.

Он автор стихотворных сборников «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный», а также переложенной на стихи «Псалтири рифмованной».

Вирши Симеона, прославлявшие членов царской семьи, имели панегирический характер. Творчество носит черты литературы барокко с ее аллегориями, метафорами, языковыми заимствованиями.

Полоцкий также написал два драматургических произведения для зарождавшегося театра: «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных» и «Комедия притчи о Блудном сыне».

В литературных произведениях Симеона Полоцкого нашли выражение и его общественно-политические представления. Он видел реальное воплощение «общего блага» и «всеобщей справедливости» в царском правосудии. Провозглашенный им принцип  равного суда был абсолютистским принципом равенства подданных перед монархом. Полоцкий высказывал мысли о внесословной значимости человека, призывал ценить его не за происхождение, а по заслугам, вкладу в «общее благо». В то же время Симеон выступал за укрепление сословного строя, но предлагал смягчить угнетение крестьян и холопов, чтобы избежать народных восстаний.

Господа раби днесь благословите,

‎иже на дворех Онаго служите.

Во дворех дому Бога истиннаго,

‎во дворех дому, мир создавшаго.

В нощех в святая руки воздвизайте,

‎имя святое вси благословляйте.

Он от Сиона вы благословит,

‎иже вся творит.

Избранные сочинения / Симеон Полоцкий ; подгот. текста, ст. и коммент. И. П. Еремина. - СПб. : Наука, 2004. - 280 с. - (Литературные памятники).
Симеон Полоцкий
Сборник
Инв. номер Инв. номер: 1289883 - ч
Шифр 84(2Рос-Рус)3; Авт. знак: С37
Симеон Полоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович, 1629–1680) – крупнейший русский поэт и драматург переломного периода русской истории. В настоящем издании печатаются в неполном составе три его стихотворных книги и две пьесы. Стихотворения «Вертограда многоцветного» публикуются по беловому парадному списку, хранящемуся в Библиотеке Академии наук; при этом стихотворения расположены в издании серии не в алфавитном порядке заглавий, как у Симеона Полоцкого, а по тематическому принципу (стихотворения, посвященные общественно-политической проблематике, избранные повествовательные стихотворения и стихотворения на разные темы). Вторая стихотворная книга- «Псалтырь рифмотворная» (известен ряд ее списков) представлена избранными псалмами; часть их печатается по старопечатному изданию (М., 1680), набиравшемуся под наблюдением автора. «Рифмологион» дошел до нас в единственном списке Государственного Исторического музея. По этому же списку печатаются две пьесы: «Комедия о блудном сыне» и «Трагедия о Навходоносоре». В самостоятельный раздел выделены все предисловия Симеона Полоцкого к своим книгам.

Самым выдающимся продолжателем традиций Полоцкого стал Михаил Васильевич Ломоносов.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765 гг.)

Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как: астрономия, геология, приборостроение, география и многих других. Его часто называли «последним из титанов Возрождения».

Одна из главных особенностей Ломоносова-поэта заключается в том, что свой поэтический дар он поставил на службу государству, Отечеству. Этим он основал ещё одну важную традицию: с тех пор принято говорить о гражданском звучании русской поэзии.

Литературная деятельность насчитывает множество славных страниц. Это различные оды, трагедии «Тамира и Селим» и «Демофонт», неоконченная поэма «Пётр Великий» и другие произведения.

Произведения Ломоносова создали новый поэтический и литературный язык. Система нового языка была теоретически обоснована Ломоносовым в «Российской грамматике» (1755 г.) и в рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.). Теория трёх стилей – высокого, среднего и низкого, разработанная Ломоносовым, господствовала в нашей литературе до Карамзина.

Имя Ломоносова связано с расцветом русской духовной светской поэзии XVIII века. Преклоняясь перед величием Творца, в стихах «Утреннее размышление о Божием Величии», «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния», он видит и воспевает земную красоту:

Уже прекрасное светило

Простерло блеск свой по земли

И божие дела открыло:

Мой дух, с веселием внемли;

Чудяся ясным столь лучам,

Представь, каков зиждитель сам!

Стихотворения : анализ текста, основное содержание, сочинения / М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин ; [авт.-сост. Горелик Людмила Львовна]. - Москва : Дрофа, 2006. - 127, [1] с. : ил. - (Школьная программа).
Ломоносов Михаил Васильевич
Сборник
Инв. номер 1295326 - а
Шифр 83.3(2Рос-Рус)4; Авт. знак: Л75

Духовная тема находит продолжение в поэтических произведениях XIX века. Вильгельм Кюхельбекер и Федор Глинка являются приверженцами жанра исповедей и молитв. Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Федор Тютчев, Алексей Толстой и другие поэты духовную тему гармонично использовали во всех жанрах своего творчества.

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837 гг.)

Александр Сергеевич Пушкин – русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист. Один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.

Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин рассматривается как основоположник современного русского литературного языка.

Темой духовности пронизано все его творчество, начиная с первых поэтических опытов, кончая произведениями зрелого периода. Для проявления духовности не обязательно быть религиозным человеком.

Пушкин восхищался красотой божьего мира. Даже в любовной лирике поэт благодарен Богу: он сотворил женщину, которая своей красотой возродила, возвратила ему веру:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Особенно ценно было для Пушкина постоянное соприкосновение с Святогорским монастырём, как хранителем старого русского благочестия, духовно питавшим множество людей, черпавших от него не только живую воду веры, но и духовную культуру вообще. Именно здесь рождается огненный образ «Пророка», представляющий из себя почти единственное явление в мировой литературе, как апофеоз призвания поэта на земле.

«Святая родина моя» : по следам Пушкина-христианина : / Лариса Черкашина. - Москва : Вече, 2015. - 238, [1] с. : ил., цв. ил., портр., факс.
Черкашина Лариса Андреевна
Монография
Инв. номер 1370579 - ч
Шифр 83.3(2=411.2)5; Авт. знак: Ч48
Православные храмы - страницы сакральной биографии Пушкина. Но они и свидетели земной христианской жизни поэта, от купели - храма Богоявления Господня в Москве и до храма Спаса Нерукотворного Образа в Петербурге, где отпевали русского гения. Многие храмы Первопрестольной, увы, далеко не все уцелевшие, связаны с именем Пушкина. Но Высшим Промыслом сохранены наиглавнейшие в его судьбе: Богоявленский кафедральный собор в Елохове, где был крещен младенец Александр, и храм Большого Вознесения у Никитских ворот, где поэт венчался со своей избранницей Натали Гончаровой. К слову, приходском храме Гончаровых, - семейства, в которое, по словам Пушкина, он «имел счастье войти». Святая родина поэта - златоглавая Москва, все ее сорок сороков. Впервые под одной обложкой собраны сведения о московских церквях и монастырях, - в них Пушкин слушал проповеди, молился, исповедовался - сыгравших особую роль не только в духовной жизни поэта, но и в его поэтическом наследии. Шедевры пушкинской лирики, вдохновленные красотой православной веры, вошли в золотой фонд отечественной и мировой поэзии. Наследие поэта нельзя рассматривать отдельно, вне его религиозных убеждений, только зная их, раскрывается истинная глубина пушкинских творений. Книга состоит из глав, каждая из которых повествует об истории восхождении русского гения к нравственным высотам, неизбывным человеческим и христианским ценностям.

Наслаждаясь красотой природы, поэт подчеркивает ее чудодейственное влияние: она одаривает человека живительными силами. Они обогащают чувствами свободолюбия, милосердия и любви. В этом духовность пушкинской поэзии.

Пушкин призывает наслаждаться каждым мгновением жизни: заблуждения и мучения исчезнут, и придет красота чистых дней в другом, божественном мире.

XIX век стал богат на имена талантливых поэтов, обогативших русскую поэзию стихами духовного содержания.

Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.)

Федор Тютчев принадлежит к наиболее глубоким представителям отечественной культуры, которых волновала в первую очередь тайна человека, как бы не видимые на поверхности текущего существования, но непреложные законы и основополагающие смыслы бытия как отдельной жизни, так и всей истории.

Мировоззрение и творчество Тютчева изначально окрашено вопросами «...что значит человек? Откуда он, куда идет, и кто живет под звездным сводом?». Взлеты и падения человеческого духа, «какое-то таинственное осязание бесконечности, какое смутное чуяние беспредельности» (К.С. Аксаков), самое главное и роковое противостояние двух основных принципов своеволия и Богопослушания – эти поставленные  вопросы составляют скрытый мировоззренческий фундамент историософских и политических раздумий поэта.

Россия и Славянский мир в творческом наследии Ф. И. Тютчева / [В. Н. Аношкина - д. филол. н., проф., засл. деят. науки РФ, Т. К. Батурова - д. филол. н., проф., Н. К. Жакова - к. филол. н., доц. и др.] ; под ред. д. филол. н. В. Н. Аношкиной. - Москва : П
Инв. номер 1337614 – ч
Шифр 83.3(2Рос-Рус)5; Авт. знак: Р76
Учёными-литературоведами создана коллективная монография, представляющая собой фундаментальное исследование философско-религиозных, историко-философских, социально-исторических воззрений Фёдора Ивановича Тютчева, отражённых в его поэзии, публицистике и эпистолярии. Изучаются такие аспекты, как поэтика, художественное мышление Тютчева, его эстетические представления о времени и пространстве, урбанистическая лирика, «ночная поэзия» с мотивами украинской святой старины, высокий риторический стиль как «славянское барокко» гражданственно-политических стихов. В двух первых частях книги в широком контексте рассматриваются отношение поэта к православию, идейные связи с деятелями славянофильского движения, художественное своеобразие лирики. Третья часть издания посвящена малоизученной теме «Тютчев в славянском мире». Раскрывается роль Тютчева и его единомышленников в судьбе братских народов, а также восприятие творчества русского поэта в Чехии. Россия рисуется как красивая страна с долготерпеливым, миролюбивым, православным народом. Книга адресована литературоведам, историкам, культурологам, преподавателям гуманитарных факультетов высших учебных заведений, а также всем тем, кому интересна личность Фёдора Ивановича Тютчева и история Отечества.

Несмотря на бурные исторические события XX века, духовная лирика не сдала своих убеждений. Максимилиан Волошин, Михаил Кузмин, Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Сергей Есенин, Борис Пастернак – эти поэты в своей манере, отразили духовное состояние лирического героя беспокойного времени.

Александр Александрович Блок (1880–1921 гг.)

Александр Александрович Блок – русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик. Классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского символизма.

Тема духовности у Александра Блока опиралась на высокие нравственные правила жизни. Блок через религиозные образы воспевал свою Родину. Она была ему мила в любых одеяниях и состояниях: в царских одеждах и утопающая в грязи, в неудержном веселье и в глубокой тоске. В одном из стихов 1914 года поэт рассказал нам о нравственном падении человека, где слились в одно греховность и покаяние:

Грешить бесстыдно, непробудно,

Счет потерять ночам и дням,

И, с головой от хмеля трудной,

Пройти сторонкой в божий храм.

Но это покаяние человека неискренне. Такое раздвоение, по мнению поэта, привело страну к катастрофе. Главная тема творчества поэта – Россия. Духовная направленность его стихов о Родине напрашивается сама собой: в нее должна вернуться вера, которая возродит страну.

Избранное / А.А.Блок. - М. : АСТ ; Олимп, 2002. - 395 с. - (Школа классики).
Блок Александр Александрович
Сборник
Инв. номер 1269272 - ч
Шифр 83.3(2Рос-Рус)6; Авт. знак: Б70
В настоящий сборник входят не только стихотворения А.Блока, но и его проза, публицистика и драматургия. Тексты снабжены подробными комментариями. Раздел "Материалы к уроку и сочинению" содержит систему вопросов и заданий для изучения произведений А.Блока на уроках и дома, а также список тем сочинений и вспомогательные материалы, на основе которых учащиеся могут создавать собственные работы.

На современном этапе развития литературы духовная поэзия – течение, объединяющее разных по эстетическому убеждению и этическому мировоззрению авторов. Появилось и новое веяние времени – поэты-священнослужители: о. Константин Кравцов, о. Сергий Круглов, о.  Андрей Логвинов, о. Борис Трещанский, иеромонах Роман (Матюшин).

Иеромонах Роман (Матюшин) (род. 1954 г.)

Иеромонах Роман (Александр Матюшин) родился в 1954 году, в семье сельской учительницы.Учился в университете, преподавал в школе. В 1983 году принял монашеский постриг, в 1985 рукоположен во иеромонахи.

Имя иеромонаха Романа хорошо знакомо миллионам русских людей. Автор духовных стихов и песен, член Союза писателей России, простой русский инок, он давно стал родным и близким для многих ревнителей чистого святоотеческого Православия. Кассеты с записями его песен продаются в церквях по всей России. Их поют профессиональные певцы, хорошо известны они и за рубежом.

Духовная поэзия иеромонаха Романа Божественно прекрасна, как красива жизнь растений, насекомых, животных, жизнь человека, не противоречащего Замыслу Творца. В ней – Любовь к Истине, Красоте, Свободе…

В ней – боль за несовершенство человеческого мироздания, боль за судьбу многострадальной родной страны. В ней – и пророчество грядущих катастроф за отступление от Бога… Но все равно это поэзия – совершенно счастливого человека, идущего по своему избранному одинокому пути….

Ни слов, ни дум – всего лишен,

И не жалею об утрате:

Душе настолько хорошо,

Что не вмещает Благодати!

И Свет, и Жизнь – не умолчать!

На Красоту не насмотреться!

И хочется весь мир обнять

Своим помилованным сердцем!

Пою Богу моему : избранное / Иеромонах Роман (Матюшин). - Санкт-Петербург : Искусство России, 2010. - 271 с.
Роман
Сборник
Инв. номер 1330723 – ч
Шифр 84(2Рос-Рус)6; Авт. знак: Р69

Те, кто внимательно вчитываются в русскую поэтическую классику, поражаются обильем в ней моральных и религиозных мотивов и сюжетов. Русские поэты, от великих до самых скромных, посвятили религиозным темам множество своих произведений. Стремление к Богу, ощущение духовного мира и божественных основ мироздания – характерны для русской поэзии.

Поскольку поэзия обладает чудесным свойством возвышать и облагораживать человека, потому что она проникает в душу. Духовная поэзия русских поэтов, к какой бы эпохе они не принадлежали, позволяет читателю расширять мировоззрение, обретать веру в красоту мира.

    Духовная поэзия России
    Симеон Полоцкий (1629–1680 гг.)
    Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765 гг.)
    Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837 гг.)
    Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.)
    Александр Александрович Блок (1880–1921 гг.)
    Иеромонах Роман (Матюшин) (род. 1954 г.)
    • Духовые инструменты. История исполнительского искусства
      Духовые инструменты. История исполнительского искусства
      Толмачев Ю.
      Учебник
    •  Методика обучения игре на духовых инструментах
      Методика обучения игре на духовых инструментах
      Гержев В.
      Учебное пособие
    • Die Dame mit der bemalten Hand
      Die Dame mit der bemalten Hand
      Wunnicke Christine
      Роман
    • Streulicht
      Streulicht
      Ohde Deniz
      Роман
    • Herzfaden
      Herzfaden
      Hettsche Thomas
      Роман
    • Aus der Zuckerfabrik
      Aus der Zuckerfabrik
      Elmiger Dorothee
      Роман
    • Serpentinen
      Serpentinen
      Bjerg Bov
      Роман
    • Саксофон: джаз, блюз, поп, рок
      Саксофон: джаз, блюз, поп, рок
      Хаймович А.
      Учебное пособие
    < >
    Яндекс.Метрика