г. Сыктывкар

ул. Орджоникидзе, 10

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн - Пт: с 10.00 до 19.00

Вс: с 10.00 до 17.00

Суббота - выходной

санитарный день

Национальная библиотека Республики Коми
Умная библиотека для общества знаний
Меню
29 апреля 2020

Лишь слову жизнь дана ...

Писательская судьба Ивана Бунина выглядит благополучной – легкий литературный дебют, завоевание известности, ободряющие слова А. Чехова и Л. Толстого, две Пушкинские премии Российской Академии наук и избрание почетным ее академиком.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже в обедневшей дворянской семье.

К старинному дворянскому роду Буниных, известному еще с XV века, принадлежали, основоположник романтизма в русской поэзии, учитель А. Пушкина – Василий Андреевич Жуковский, а так же русский путешественник Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский.

Дед и прадед писателя были очень богаты. Они владели поместьями в Орловской, Тамбовской и Воронежской губерниях. Однако отец будущего поэта, будучи человеком расточительным – разорился.

Семья вынуждена была переехать в небольшой дом в Воронеже, где и родился будущий писатель – один из девяти детей в семье. Пятеро детей умерли, остались только старшие братья Юлий и Евгений, и младшая сестра Мария.

Воронеж. Дом, где родился Бунин. Фото с сайта https://culturavrn.ru/russia/26530
Воронеж. Дом, где родился Бунин. Фото с сайта https://culturavrn.ru/russia/26530

В возрасте 11 лет он поступает в Елецкую гимназию, но заканчивает только пять классов: на оплату учебы у семьи не хватило средств.

Юный Бунин много читает, пишет стихи, подражает М. Лермонтову, занимается самообразованием.

Бунин вырос и воспитывался в православной семье, благодаря чему сохранил на всю жизнь уважение к церковной традиции, которую отождествлял с родиной, с причастностью к ее истории. В его творчестве, особенно раннем, часто присутствуют церковные образы:

Любил я в детстве сумрак в храме,

Любил вечернею порой

Его, сияющий огнями,

Перед молящейся толпой;

Любил я Всенощное бденье,

Когда в напевах и словах

Звучит покорное смиренье

И покаяние в грехах.

В 17 лет Иван в петербургском журнале «Родина» в № 8 за 1887 год публикует первое стихотворение «Над могилой С.Я. Надсона». Потом он печатается уже в престижном литературном приложении «Книжки недели», где тогда издавались Н. Лесков, М. Салтыков-Щедрин, Л. Толстой.

В последующие годы молодой Бунин, начинает сотрудничать и с другими петербургскими изданиями.

С 1889 года начинается самостоятельная жизнь писателя. Вместе с братом Юлием он уезжает из родительского дома – сначала в Харьков, потом в Орёл, где устраивается на работу в газету «Орловский вестник». В приложении к этой газете выходит его первый поэтический сборник под названием «Стихотворения 1887-1891».

В это же время Иван Алексеевич знакомится с Варварой Пащенко, которая становится его женой. Они переезжают в Полтаву, где Бунин работает корректором и репортёром. Изучает украинский язык, переводит стихи Шевченко.

Отношения с Варварой Пащенко найдут отражение в романе «Жизнь Арсеньева» в пятой его части «Лика». Но отношения были недолгими.

В январе 1895 года Бунин переезжает сначала в Санкт-Петербург, затем в Москву. Здесь он знакомится с писателями В. Брюсовым, А. Чеховым, с композитором С. Рахманиновым.

В Петербурге он женится на дочери греческого революционера Анне Цакни. Именно ее писатель назовёт потом своим «солнечным ударом».

Однако и этот неудачный брак к началу ХХ века распадается по инициативе Анны. Умирает их 5-летний сын Николай.

В это время Иван Алексеевич пишет большей частью стихи и лирическую прозу. В ранних рассказах «На край света», «Полевые цветы» – предметом изображения становятся авторские размышления и переживания.

К концу XIX века Бунин становится уже известным писателем. Он входит в литературное объединение реалистов «Среда» и выпускает в издательстве «Знание» том своих произведений.

; Фото: Участники литературного кружка «Среда».  Слева направо: С. Г. Скиталец, Л. Н. Андреев, М. Горький, Н. Д. Телешов,  Ф. И. Шаляпин, И. А. Бунин (сидит справа), Е. Н. Чириков. 1902 год.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Бунин,_Иван_Алексеевич#/media/
Участники литературного кружка «Среда». Слева направо: С. Г. Скиталец, Л. Н. Андреев, М. Горький, Н. Д. Телешов, Ф. И. Шаляпин, И. А. Бунин (сидит справа), Е. Н. Чириков. 1902 год. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бунин,_Иван_Алексеевич#/media/

А за вышедший лирический сборник «Листопад» писатель удостаивается Пушкинской премии, самой престижной литературной премии России в то время.

 

В 1900-е годы Бунин интересуется темой деревни. Итогом этих авторских исканий становятся повести «Деревня» и «Суходол».

Широта видения русской деревни, красочный язык привели к тому, что после Бунина писать о проблемах деревни долго никто не решался.

В 2011 году режиссером А. Учителем был снят художественный фильм по повести «Суходол». Это история Натальи, молодой и наивной девушки-крестьянки служащей в обедневшей дворянской семье в их деревенском поместье, которая не знает жизни, ее голова полна суеверий и страхов, но ее душа – душа героини.

В рассказе «Антоновские яблоки» деревенская жизнь окутана романтической дымкой воспоминаний автора.

Иван Алексеевич, производивший внешнее впечатление холодного чопорного дворянина-аристократа, избирает в рассказе деревенский, крестьянский взгляд на жизнь.

Впечатления лирического героя сливаются с фольклорным календарём, где народная мудрость соединила жизнь природы с христианскими праздниками.

Как писатель-реалист Иван Бунин – продолжатель чеховских традиций, он мастер художественной детали. В его рассказах много романического начала.

Обложка сборника «Листопад», 1901 год. Фото с сайта wikipedia.org
Обложка сборника «Листопад», 1901 год. Фото с сайта wikipedia.org

Основные мелодии лирики Бунина: Россия, её природа, её судьба, национальный характер, загадка русской души, любовь и тайны бытия, «вечные» проблемы жизни и смерти.

В ноябре 1906 года в доме писателя и переводчика, одного из последних крупных фигур Серебряного века Бориса Зайцева Бунин встречает Веру Николаевну Муромцеву, которая станет верной спутницей на всю его жизнь.

Вера Николаевна, обладавшая литературным дарованием, впоследствии напишет две книги воспоминаний: «Жизнь Бунина» и «Беседы с памятью».

Вместе с ней писатель отправляется в путешествия в Сирию, Египет, Палестину, Цейлон, страны Европы, Северную Африку, Малую Азию, Индию, Капри.

Наступает 1917 год. Иван Алексеевич крайне враждебно отнёсся к революции.

Иван Владимиров «Долой орла», 1917 год. Фото с сайта https://regnum.ru/pictures/2344208/3.html
Иван Владимиров «Долой орла», 1917 год. Фото с сайта https://regnum.ru/pictures/2344208/3.html

В феврале 1920 года супруги принимают решение эмигрировать во Францию, где и проживут до конца жизни.

В эмиграции Иван Алексеевич продолжает писать. Его произведения по-прежнему связаны с Россией: повесть «Митина любовь», сборник рассказов о любви «Тёмные аллеи». Этот сборник сам Иван Алексеевич признавал «самым лучшим и оригинальным» из всего, что было им написано.

Писатель создал много стихотворений на сюжеты Ветхого и Нового Заветов: «Бегство в Египет», «Гробница Рахили», «Столп огненный», поэтические переложения Апокалипсиса, писал о святых и архипастырях: «Матфей Прозорливый», «Святой Евстафий», «Кончина подвижника».

В 1922 году уже в эмиграции он с ностальгией написал: «Ночью вдруг думаю: исповедаться бы у какого-нибудь простого, жалкого монаха где-нибудь в глухом монастыре, под Вологдой! Затрепетать от власти его, унизиться перед ним, как перед Богом... почувствовать его как отца».

Долгие тридцать три года Бунин жил вдали от Родины. Но России – «иконе» и православной вере он не изменял никогда, каждый миг сохраняя в душе и мыслях «благословение отца своего, гробы родительские, святое Отечество, правую веру в Господа нашего Иисуса Христа!».

Мучительная ностальгия – «сладкое и скорбное чувство Родины» – ни на мгновение не оставляла писателя: «Я очень русский человек. Это с годами не пропадёт».

Самое замечательное произведение созданное в эмиграции – «Жизни Арсеньева». Этот роман подается как художественная биография Бунина.

Главному герою книги, Алексею Арсеньеву, писатель дарит собственные черты – черты художника, творца, поэта.

В 1933 году Бунину присуждается Нобелевская премия, как считал сам Иван Алексеевич именно за роман «Жизнь Арсеньева», свое лучшее произведение.

В официальном сообщении Нобелевского комитета указывалось: «за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер».

Начало Второй мировой войны заставляет Буниных переехать в Грасс на юг Франции, где они живут 6 лет, и только в 1945 году возвращаются в Париж.

Париж, Франция. Дом, в котором жили Бунины. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Бунин,_Иван_Алексеевич#/media/Файл:Paris_-_House_in_which_I._A._Bunin_lived_between_1920_-_1953.JPG
Париж, Франция. Дом, в котором жили Бунины. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Бунин,_Иван_Алексеевич#/media/Файл:Paris_-_House_in_which_I._A._Bunin_lived_between_1920_-_1953.JPG

Хочется заметить, что русский писатель Иван Алексеевич Бунин и его супруга во время войны, в годы оккупации Франции укрывали на своей вилле «Жаннет» по меньшей мере – троих евреев. В 2015 году Иван Бунин стал кандидатом на получение посмертно звания «Праведник мира».

В 1946 году советское правительство издало постановление о восстановлении гражданства всем бывшим подданным Российской империи. Однако планам писателя вернуться в Россию не суждено было сбыться.

Последние годы Иван Алексеевич проживал в крайней бедности. Часто болел, но при этом не переставал творить. В последние несколько месяцев жизни он был занят работой над литературным портретом Чехова, но работа так и осталась незаконченной.

Иван Алексеевич умер на 84-м году жизни 8 ноября 1953 года. Умер, как счастливый человек, во сне, тихо и спокойно. По словам очевидцев, на постели писателя лежал том романа Л. Н. Толстого «Воскресение».

Писатель, рождённый с русскою душой, до конца дней своих оставался верен русскому слову, русскому духу, русской православной вере и в жизни, и в литературе.

Бунин в халате и другие портреты : По памяти, по записям / Александр Бахрах; [сост., вступительная ст., коммент. Ст. Никоненко]. - Москва : Вагриус, 2006. - 588, [3] с., [8] л. ил., портр. : ил.
Бахрах А. В.
Инв. номер 1306999
Шифр 83.3(2Рос-Рус)6-8
7. И. А. Бунин: pro et contra : Личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: Антология . - СПб. : РХГИ, 2001. - 1015 с.
Инв. номер 1257771
Шифр 83.3(2Рос-Рус)5
Жизнь Арсеньева : роман, рассказы / Иван Алексеевич Бунин. - Москва : Эксмо, 2007. - 603, [3] с.
Бунин И. А.
Инв. номер 1324289
Шифр 84(2Рос-Рус)5
Лишь слову жизнь дана ... / И. Бунин; [сост., вступ. ст,. примеч. и имен. указ.: О. Н. Михайлова]. - М. : Сов. Россия, 1990. - 368 с.
Бунин И. А.
Инв. номер 1195646; 1193022
Шифр 84(2Рос-Рус)5
Окаянные дни : [повести, рассказы, воспоминания] / Иван Бунин; [предисл. М. Рощина]. - М. : ЭКСМО-пресс, 2002. - 635, [2] с.
Бунин И. А.
Инв. номер 1272532
Шифр 84(2Рос=Рус)5
Письма 1885-1904 годов / И.А. Бунин; под общ. ред. О.Н. Михайлова. - М. : ИМЛИ, 2003. - 767 с. : ил.
Бунин И. А.
Инв. номер 1274044
Шифр 84(2Рос-Рус)5
Публицистика 1918-1953 годов / Бунин Иван Алексеевич. - М. : Наследие, 2000. - 640 с.
Бунин И. А.
Инв. номер 1255412
Шифр 84(2Рос-Рус)6
Стихотворения / И. А. Бунин. - М. : Дрофа : Вече, 2004. - 430, [1] с.
Бунин И. А.
Инв. номер 1287375
Шифр 84(2Рос-Рус)5
Темные аллеи : [повести, рассказы] / Иван Бунин. - М. : ЭКСМО, 2004. - 603 с.
Бунин И. А.
Инв. номер 1363923
Шифр 84(2Рос-Рус)5
    •  Рабочие отношения
      Рабочие отношения
      Рубан В. Д.
      Популярная психология
    • Das Göttinger Nobelpreiswunder - 100 Jahre Nobelpreis
      Das Göttinger Nobelpreiswunder - 100 Jahre Nobelpreis
      Cправочное издание
    • Валентина Челинцова
      Валентина Челинцова
      Трифонова Г. С.
      Монография
    • Казимир Малевич и его пророчество о «новом бытие»
      Казимир Малевич и его пророчество о «новом бытие»
      Сидорина Е. В.
      Монография
    • Иконография Сталина
      Иконография Сталина
      Руцинская И. И.
      Монография
    • Синтез искусств
      Синтез искусств
    •  Связь времен: история искусств в контексте символизма: в рамках проекта. Часть 3
      Связь времен: история искусств в контексте символизма: в рамках проекта. Часть 3
      Монография
    • Связь времен: история искусств в контексте символизма: в рамках проекта. Часть 2
      Связь времен: история искусств в контексте символизма: в рамках проекта. Часть 2
      Монография
    < >
    Яндекс.Метрика