г. Сыктывкар

ул. Орджоникидзе, 10

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн - Пт: с 10.00 до 19.00

Вс: с 10.00 до 17.00

Суббота - выходной

санитарный день

Национальная библиотека Республики Коми
Умная библиотека для общества знаний
Меню
22 марта 2021

Коми книга за 100 лет: 1940-е годы

В прошлых выпусках цикла «Коми книга за 100 лет» мы рассказали о появлении и развитии коми книги в 1920-е – 1930-е годы.  В сегодняшнем выпуске представим дальнейшее развитие книгоиздания в Коми – в 1940-е годы.

1940-1949 гг.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов издание книг сократилось почти на половину. Трудно стало с авторскими и редакторскими кадрами. Уже в июле 1941 года призвали в армию редакторов А. Н. Кузькокова, Д. В. Конюхова, П. Г. Доронина, Н. А. Улитина.

Война потребовала от издательства коренной перестройки всей работы. Кроме того, его работники нередко освобождались от основной работы и в порядке «трудгужповинности» направлялись на строительство городского аэродрома, на сплавные работы, уборку урожая.

В корне изменилась тематика издаваемой продукции. Был приостановлен выпуск многих книг, не отвечавших первоочередным задачам военного времени. Особенно сократился выпуск художественной литературы: пришлось даже ее отдел слить с отделом учебной литературы.

В 1941 году в издательстве нашли возможность опубликовать роман Василия Юхнина «Алöй лента», повесть Ильи Пыстина «Еджыд во», сборник стихов Анания Размыслова «Медводдза любовь», которые были подготовлены к печати еще до войны.

1/3

Выходили книги, брошюры, плакаты, рассказывающие о героизме людей на фронте и в тылу, воспитывающие любовь к Родине и ненависть к врагу, призывающие население отдать все силы борьбе с фашистами, трудиться не покладая рук, чтобы приблизить День Победы.

Огромную роль в борьбе с врагом сыграли поэзия и песня военных лет. Казалось бы, грохот войны должен заглушить голос поэта, но литература в дни войны становится «истинно народным искусством, голосом героической души народа».

1/2

Поэт Иван Вавилин, призванный в армию в июле 1941 года, и на фронте продолжал писать стихи о воинах и тружениках тыла. В годы войны были изданы его сборники стихов «Ни öти шаг бöрö» и «Сöветскöй воин».

1/2

В 1945 году под названием «Фронтöвöй туй» вышел первый сборник стихов еще одного поэта-фронтовика – Серафима Попова.

В суровые годы войны в Коми книжном издательстве увидели свет рассказы о коми Героях Советского Союза Иване Маркове и Николае Оплеснине, переведены на коми язык и изданы пьесы «Партизанъяс Украинаса степьясын» Александра Корнейчука и «Роч йöз» Константина Симонова.

1/4

Все эти издания, являясь сильнейшим оружием в борьбе с ненавистным врагом, отражали тему защиты Родины, воспитывали чувство патриотизма, любви к своей стране.

Несмотря на кадровые и экономические трудности, коми издательство своевременно выпускало учебную и детскую литературу.

1/4

Главное издательство республики обеспечивало первоочередные потребности не только в военно-патриотической литературе, но и по проблемам политическим, производственным, техническим, общекультурным и научным.

1/4

Перебирая эти скромные издания, рассказывающие о войне и человеке на войне, понимаешь, что все они имели своё неповторимое лицо. Суровая обстановка отразилась на их оформлении. Не хватало бумаги, переплетных материалов, типографской краски. Именно поэтому книга военных лет выделяется своей неприметностью, малым размером, переплеты часто заменяются мягкой обложкой, скромно оформленной преимущественно в невыразительные серые или чёрно-белые тона, иногда с добавлением красного цвета, редкими стали иллюстрации. Но сколько силы и веры в будущую Победу несли эти книги жителям республики!

С окончанием войны литературная жизнь заметно оживилась. Издательство восстановило связи с авторами, вернувшимися с фронта, расширило тематику, начало наращивать темпы выпуска литературы. Основной темой советской литературы первых послевоенных лет, естественно, являлись события только что закончившейся войны.

Писатели стремились показать всемирное значение победы, одержанной над фашизмом. О минувшей войне и напряжённых буднях послевоенного строительства писали  Геннадий Федоров, Василий Леканов, Серафим Попов, Иван Вавилин, Федор Щербаков, Яков Рочев, Иван Изъюров. Хрестоматийными произведениями стали романы Василия Юхнина «Алöй лента» и «Тундраса бияс».

1/4

Книжное дело республики с честью выдержало испытания войны и ценой огромного напряжения сил внесло свой вклад в победу над фашизмом. Несмотря на все трудности, к 1950 году в книгоиздании коми был достигнут довоенный уровень по количеству названий и тиражу книг.  

Как шло дальнейшее развитие книгоиздания в 1950-ые годы, вы узнаете в следующем выпуске.

 

Источники:

  1. Беляева С. А. Солнечная палитра Коми земли : изобразительное искусство 1910-1980 годов. – Сыктывкар : Кола, 2008. – 134 с. 
  2. Леканов Д. М. Началом был букварь. – Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1995. – 17 с. 
  3. Мартынов В. И. Становление коми литературы : идейно-эстетический аспект. – М. : Наука, 1988. – 232 с. 

Со всеми представленными изданиями вы можете познакомиться в Национальной библиотеке по адресу Катаева, 41.

Выставку подготовила библиотекарь отдела хранения фондов Светлана Черных.

  •  Рабочие отношения
    Рабочие отношения
    Рубан В. Д.
    Популярная психология
  • Das Göttinger Nobelpreiswunder - 100 Jahre Nobelpreis
    Das Göttinger Nobelpreiswunder - 100 Jahre Nobelpreis
    Cправочное издание
  • Валентина Челинцова
    Валентина Челинцова
    Трифонова Г. С.
    Монография
  • Казимир Малевич и его пророчество о «новом бытие»
    Казимир Малевич и его пророчество о «новом бытие»
    Сидорина Е. В.
    Монография
  • Иконография Сталина
    Иконография Сталина
    Руцинская И. И.
    Монография
  • Синтез искусств
    Синтез искусств
  •  Связь времен: история искусств в контексте символизма: в рамках проекта. Часть 3
    Связь времен: история искусств в контексте символизма: в рамках проекта. Часть 3
    Монография
  • Связь времен: история искусств в контексте символизма: в рамках проекта. Часть 2
    Связь времен: история искусств в контексте символизма: в рамках проекта. Часть 2
    Монография
< >
Яндекс.Метрика