г. Сыктывкар

ул. Орджоникидзе, 10

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн - Пт: с 10.00 до 19.00

Вс: с 10.00 до 17.00

Суббота - выходной

санитарный день

Национальная библиотека Республики Коми
Умная библиотека для общества знаний
Меню
21 января 2020

Диалог поколений

19 января клуб «Вершина айсберга» встретился, чтобы обсудить литературные предпочтения вчерашних и сегодняшних школьников. Встреча получилась на редкость эмоциональной и жаркой. За круглым столом собрались читатели разных поколений с разным читательским багажом и взглядом на литературу.

Для одних школьные годы пришлись на середину прошлого столетия, когда круг чтения ограничивался мировой, русской и советской классикой. Кумирами читающих детей тогда были Аркадий Гайдар с повестями «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Военная тайна», «Четвертый блиндаж» и, конечно, культовой историей про Тимура и его команду.

Младшим школьникам того времени полюбилась трилогия Валентины Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи», популярность которой была на пике в год выхода одноимённой чёрно-белой экранизации. Школьники зачитывались озорной и волшебной историей Лазаря Лагина о приключениях пионера Вольки и старика Хоттабыча, детскими триллерами Анатолия Рыбакова «Кортик» и «Бронзовая птица», тоже экранизированными. Участники встречи вспомнили роман Вениамина Каверина «Два капитана», переведенный на многие иностранные языки, а также «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Всё это произведения с яркими, запоминающимися героями – «героями нашего времени». Если говорить о зарубежных авторах, то старшее поколение выросло на книгах Жюля Верна, Виктора Гюго, Джека Лондона, Марка Твена, Ремарка и Хемингуэя.

Среди неожиданных высказываниях о любимых произведениях были комплименты книге исследователя футуризма Бенедикта Лифшица «Полутораглазый стрелец», забытым «Сказочным историям маленького города» Гурама Петриашвили и повести Николая Внукова «Слушайте песню перьев» о фантастической жизни сына польки и индейца Сат-Оке.

Как отмечали участники встречи из поколения школьников 1980-х и 1990-х, им больше повезло с разнообразием современной литературы, когда появились книги Айзека Азимова, Станислава Лема, братьев Стругацких, детективные и приключенческие серии книг. Источником новой литературы и новой информации были журналы «Юность», «Техника молодёжи», «Мир электроники», «Наука и жизнь» и «Вокруг света».

На встрече беседовали не только о школьных предпочтениях в литературе. Поговорили о возрастных ограничениях в выборе книг и их маркировке в библиотечных каталогах, о связи образования, чтения и словарного запаса, о новых темах в литературе, таких как развод родителей, смерть близких, дети с особенностями развития, травля и кибербуллинг, беженцы и мигранты, бедность и социальное неравенство, толерантность и культурное разнообразие.

Для сравнения детской литературы в разных странах, мы посмотрели интервью с переводчиком Ольгой Дробот для проекта «Папмамбук». Она считает, что в норвежской детской литературе нет запретных тем и что «знать лучше, чем не знать, и думать лучше, чем не думать», а ответственность за выбор книг для детей лежит только на семье.

 

Из видео интервью Ольги Дробот
Из видео интервью Ольги Дробот

Все участники встречи согласились, что сегодняшний молодой читатель испытывает массовый информационный прессинг и колоссальные учебные нагрузки. Консервативная система образования зачастую превращает школьное чтение в скуку про ЕГЭ. Как высказалась одна из участниц, «в школах должны быть мастерские литературного творчества и никакой «обязаловки», так как произведения из школьной программы навсегда остаются за рамками читательского восприятия и обесцениваются».

По данным Российской книжной палаты, в электронном каталоге которой более 80 тысяч школьных изданий, только за одно полугодие 2019 года в стране издано около двух миллионов книг и брошюр. Наблюдается стойкий рост в количестве переводной литературы. Ориентироваться в этом разнообразии и делать выбор в пользу достойных и интересных авторов очень непросто.

Главный вывод нашей встречи в том, что самый лучший способ для родителей проследить за чтением ребенка – просто прочитать самим.

Мы попросили участников клуба «Вершина айсберга» назвать три-четыре самые важные книги своей школьной поры. Некоторые не удержались и в письменном опросе добавили еще нескольких авторов. Общий рейтинг получился неожиданно разнообразным.

Мы предлагаем сравнить наш список с вашим личным опытом чтения в школьном возрасте.

Что мы любили читать в школьном возрасте.pdf
131.06 KB
    • Искусство медленного чтения
      Искусство медленного чтения
      Монография
    •  ДНК = DNA: история генетической революции
      ДНК = DNA: история генетической революции
      Уотсон Джеймс Дьюи
      Научно-популярная литература
    •  Рабочие отношения
      Рабочие отношения
      Рубан В. Д.
      Популярная психология
    •  В главных ролях
      В главных ролях
      Рунге Татьяна
      Популярная психология
    • Das Göttinger Nobelpreiswunder - 100 Jahre Nobelpreis
      Das Göttinger Nobelpreiswunder - 100 Jahre Nobelpreis
      Cправочное издание
    • Валентина Челинцова
      Валентина Челинцова
      Трифонова Г. С.
      Монография
    • Казимир Малевич и его пророчество о «новом бытие»
      Казимир Малевич и его пророчество о «новом бытие»
      Сидорина Е. В.
      Монография
    • Иконография Сталина
      Иконография Сталина
      Руцинская И. И.
      Монография
    < >
    Яндекс.Метрика