г. Сыктывкар

ул. Орджоникидзе, 10

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн - Пт: с 10.00 до 19.00

Вс: с 10.00 до 17.00

Суббота - выходной

санитарный день

Национальная библиотека Республики Коми
Умная библиотека для общества знаний
Меню

Звезда 2020 № 5

Иванов А. За Сухоной-рекой // Звезда. – 2020. – № 5.

Алексей Викторович Иванов – российский писатель и сценарист. Родился в 1969 году в Нижнем Новгороде, в семье инженеров-кораблестроителей. Но почти всю свою жизнь провёл в Перми.

В 1987 году поступив на факультет журналистики Уральского государственного университета, но проучился там всего год. Этого времени хватило понять, что журналист – не писатель.

В 1996 году Алексей Викторович получил диплом искусствоведа Уральского университета. Работал учителем, сторожем и гидом-проводником в турфирме.

В конце восьмидесятых он писал фантастические повести, среди них повесть «Охота на „Большую Медведицу«». От фантастики писатель ушёл в другие области литературы, и от первой публикации в журнале до первой книги пришлось ждать 13 лет.

Алексей Иванов – автор одиннадцати романов: «Корабли и Галактика» – фантастика, «Общага-на-Крови», «Географ глобус пропил», «Блуда и МУДО», «Ненастье» – современная городская проза, «Золото бунта», «Сердце пармы», «Тобол», «Летоисчисление от Иоанна» – модернистские исторические романы, «Псоглавцы» и «Комьюнити» – интеллектуальные триллеры.

6 книг в формате нон-фикшн: «Хребет России», «Горнозаводская цивилизация», «Екатеринбург: умножая на миллион», «Ёбург», «Вилы», «Дебри» (в печати). Это масштабные культурологические исследования, главный принцип которых – наложение истории на территорию. География тем предельно широка: от Заполярья («Дебри») до Казахстана («Вилы»).

Алексей Викторович лауреат многих литературных премии в т.ч. премии им. Д. Мамина-Сибиряка (2003), премии им. П. Бажова (2004), «Книга года» (2004), «Ясная поляна» (2006), «Странник» (2006), «Большая книга» (2006), лауреат Платоновской премии в области литературы и искусства – за открытие сокровенных тайн отечественной истории (2017).

Его книги переводились на иностранные языки: «Сердце пармы» вышло в Сербии, «Географ глобус пропил» – во Франции и Голландии.

В 2007 году он организовал Продюсерский центр «ИЮЛЬ». Центр организует экспедиции фотографов по тем маршрутам, которые для фотокниг разрабатывает Иванов.

Его дебютом стал проект «Хребет России» – четырёхсерийный телевизионный фильм и иллюстрированная книга об Урале, его истории, культуре, идентичности.

По заказу телекомпании «Югра» он написал сценарий полнометражного фильма-фэнтези об освоении Югры. По заказу кинокомпании «RWS» написал сценарий полнометражного мультфильма-сказки.

В соавторстве с режиссером Павлом Лунгиным был написан сценарий к драматическому фильму «Царь», его премьера состоялась на Каннском фестивале в 2009 году.

В феврале 2017 года был опубликован роман «Тобол», а через два года этот роман был экранизирован. До начала съемок автор заявил, что ему не понравилось, как режиссёр переделал его сценарий.

По мнению писателя, сюжет произведения в окончательном варианте сценария превратился «в набор банальностей и штампов», «личности героев исчезли без следа, логика событий утрачена, а какая-либо историчность пропала начисто». Поэтому Алексей Иванов объявил, что снял свое имя с титров фильма.

Современная публикация Алексея Иванова называется «За Сухоной-рекой». Это скорее не проза, а мемуары.

Это рассказ-воспоминание, который написан сорок лет спустя, о далекой северной стороне Великом Устюге и живущих там возле храма Всех Святых земных людях. В месте, позабытом всеми, но не Богом!

Писатель рассказывает о фольклорной экспедиции, с которой он отправился в глухую деревню. Покосившиеся избы, разрушенная церковь и гостеприимные дряхлые старухи открыли ему глаза на «Россию, которую мы потеряли». Раскулачивание и коллективизация лишили будущего некогда цветущее селение с работящими мужиками. Теперь здесь живут лишь несколько старух да мать с оравой детей от разных отцов. Образ Христа, сберегаемый в овчарне от бравых комсомольцев, словно сливается с немногочисленными жителями деревни, хранящими былую, уходящую культуру.

Алексей Иванов: «Мы летим в маленьком самолетике из Ленинграда в Великий Устюг. Мы называемся фольклорной экспедицией Ленинградской консерватории и Ленинградского радио. Мы – это Анатолий Павлович Милка, тогда еще не ставший доктором искусствоведения; рыжебородый красавец, бас Воронцов; маленький, веселый и неунывающий Миша Герцман, будущий председатель Союза композиторов Коми АССР; и я, редактор Ленинградского радио. Собственно, экспедиция эта родилась из вечерних наших посиделок с Толей Милкой в редакции, где он подрабатывал музыкальным редактором…..

…. Как присоединились к нам только что окончившие консерваторию Воронцов и Герцман – не помню. Но персонажи были любопытные. Воронцов – певец, бас, большущего роста, рыжий веснушчатый малый с бородой. Борода, даже такая жалкая поросль, как тогдашняя борода Воронцова, в те поры была редкостью. Герцман – небольшого росточка, шустрый, сыплющий шуточками направо и налево. Одной из последних (тогда!) шуток Герцмана была шутка с комиссией по распределению.

Для нынешнего читателя в этом месте потребуется некоторое пояснение. В ту пору всякий человек, закончивший высшее учебное заведение, должен был определенное время (два-пять лет) отработать «на периферии». В провинции, в отдаленных районах и проч. Желающих уезжать из Ленинграда в провинцию, а тем более в отдаленные районы, было немного, мест для работы в Питере – еще меньше, их не хватало даже для отличников, имеющих на них права, и перед дверью комиссии по распределению жалась небольшая возбужденная толпа выпускников. Толпа совала в дверную щель носы, питалась холодными пирожками из студенческой столовки и слухами, томилась в ожидании вызова пред ясные очи комиссии, возглавляемой ректором консерватории, знаменитым пианистом Павлом Серебряковым.

Миша Герцман, питерский мамин сын, он же домашний и консерваторский enfant terrible, маялся возле двери: на его шутки никто не реагировал – питерских мест оставалось всё меньше, а толпа возле двери не убывала. Неожиданно Герцман врезался в толпу с криком «Пустите меня, пустите меня, я хочу в Сыктывкар!»….

    Звезда 2020 № 5
    Иванов А. За Сухоной-рекой // Звезда. – 2020. – № 5.
    • Искусство медленного чтения
      Искусство медленного чтения
      Монография
    •  ДНК = DNA: история генетической революции
      ДНК = DNA: история генетической революции
      Уотсон Джеймс Дьюи
      Научно-популярная литература
    •  Рабочие отношения
      Рабочие отношения
      Рубан В. Д.
      Популярная психология
    •  В главных ролях
      В главных ролях
      Рунге Татьяна
      Популярная психология
    • Das Göttinger Nobelpreiswunder - 100 Jahre Nobelpreis
      Das Göttinger Nobelpreiswunder - 100 Jahre Nobelpreis
      Cправочное издание
    • Валентина Челинцова
      Валентина Челинцова
      Трифонова Г. С.
      Монография
    • Казимир Малевич и его пророчество о «новом бытие»
      Казимир Малевич и его пророчество о «новом бытие»
      Сидорина Е. В.
      Монография
    • Иконография Сталина
      Иконография Сталина
      Руцинская И. И.
      Монография
    < >
    Яндекс.Метрика