г. Сыктывкар

ул. Орджоникидзе, 10

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн - Пт: с 10.00 до 19.00

Вс: с 10.00 до 17.00

Суббота - выходной

санитарный день

Национальная библиотека Республики Коми
Умная библиотека для общества знаний
Меню
02 декабря 2020

Петербург в творчестве Чайковского

Петербург сыграл огромную роль в жизни и творчестве композитора. С городом на Неве связаны детские впечатления Чайковского, первые яркие музыкальные события, трагические переживания. Именно этот город подпитывал страсть будущего композитора к музицированию, именно здесь сформировалось и окончательно окрепло решение целиком посвятить себя музыке, отказаться от карьеры чиновника и сделаться профессиональным музыкантом. С Петербургом связаны первые композиторские опыты Чайковского, здесь впервые стала исполняться его музыка. Трудно переоценить такое событие в судьбе композитора, как открытие Петербургской консерватории. В Петербурге Чайковский впервые попробовал себя на дирижерском поприще. С этим городом связывали композитора тесные дружеские, родственные и творческие отношения.

Петербургская тема имеет важнейшее значение в творчестве композитора. Не случайно, в качестве литературных источников для трех своих лучших опер - «Мазепа», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» - Чайковский выбирает произведения Александра Сергеевич Пушкина - одного из творцов петербургского мифа.

Александр Бенуа, присутствовавший на премьере «Пиковой дамы» пишет в своих воспоминаниях: «Что же касается меня, то в мой восторг от Пиковой дамы входило именно такое чувство благодарности. Через эти звуки мне действительно как-то приоткрылось многое из того таинственного, что я чувствовал вокруг себя. Теперь вдруг вплотную придвинулось прошлое Петербурга. До моего увлечения «Пиковой» я как-то не вполне сознавал своей душевной связи с моим родным городом; я не знал, что в нем таится столько для меня самого трогательного и драгоценного. Я безотчетно упивался прелестью Петербурга, его своеобразной романтикой, но в то же время многое мне не нравилось, а иное даже оскорбляло мой вкус своей суровостью и «казенщиной». Теперь же я через свое увлечение «Пиковой дамой» прозрел. Эта опера сделала то, что непосредственно окружающее получило новый смысл. Я всюду находил ту пленительную поэтичность, о присутствии которой я прежде только догадывался».

В начале ХХ века образы и мотивы оперы широко входят в быт художественной интеллигенции Петербурга. Как писал Долгополов: «Не повесть Пушкина, а именно опера Чайковского помогла многим в начале века уловить «дух» города, проникнуться своеобразием его облика».

Говоря о Чайковском в связи с понятием «Петербургский текст», исследователь Сергей Фролов называет композитора «главным певцом петербургского мира».

Яков Платек, автор очерков, посвященных петербургской теме в жизни и творчестве Чайковского, соглашается с утверждением балетмейстера Джорджа Баланчина: «Для меня Чайковский - петербургский композитор, совершенно петербургский. И дело не в том, что он в Петербурге учился, консерваторию кончил, подолгу жил там. Не в том, что он сам считал этот город своим родным и говорил об этом. Гораздо важнее, что по сущности своей музыки Чайковский - петербуржец, как петербуржцами были Пушкин и Стравинский...»

В заключение предлагаем перелистнуть страницы биографии Чайковского, связанные с городом на Неве.

Силуэты музыкального Петербурга
Белякаева-Казанская Л. В.
Путеводитель
Инв. номер 1262284 - и
Шифр 85.31
Книга рассказывает о музыкальной культуре Санкт-Петербурга от его рождения до наших дней. Книга снабжена большим количеством иллюстраций, обширной библиографией. В приложениях дается перечень музыкальных театров и музеев, концертных залов Петербурга с адресами и телефонами, названы сборники песен о Петербурге. Автор, петербургский музыковед, адресует издание широкому кругу читателей - любителям музыки, учащимся музыкальных учебных заведений, родителям, которые заботятся об эстетическом воспитании и развитии своих детей, туристам, посещающим наш город. Кроме того, книга является учебным пособием для изучения дисциплины «Музыкальный Петербург» в детских музыкальных школах и школах искусств.
Мои воспоминания
Бенуа А. Н.
Мемуары
Инв. номер 1225274 - и
Шифр 85.31
«Воспоминания» Бенуа вызывают живейший интерес у интеллигентного читателя. В них он описывает свое окружение, семейный уклад, интенсивную театральную жизнь Петербурга. А. Н. Бенуа гордится своей принадлежностью к Петербургу и его культуре. Одна из глав книги посвящена русской опере, и, в частности, впечатлениям А. Н. Бенуа от премьеры «Пиковой дамы» Чайковского в Мариинском театре. Он описывает настроения публики в вечер премьеры, холодный прием, оказанный новой опере. Автор воспоминаний пишет, что именно музыка Пиковой дамы позволила осознать ему свою душевную связь со своим родным городом. А. Бенуа рассказывает так же о принципах собственной работы над созданием в 1920 году новой постановки оперы.
Воспоминания о П. И. Чайковском
Биография
Инв. номер 932183 - и
Шифр 85.31
Сборник составлен из воспоминаний о великом русском композиторе его друзей, учеников, деятелей музыкального и театрального мира. Воспоминания современников Чайковского особенно много могут дать для характеристики его как человека в повседневном общении с окружающими. Подчас в каком-нибудь житейском эпизоде раскрывается очень важная черточка натуры художника. Предлагаемый читателю сборник воспоминаний не является исчерпывающим в освещении человеческого облика Чайков­ского, но он дает обильный материал для живого представления об этом художнике.
Чайковский в Петербурге
Конисская Л. М.
Биография
Инв. номер 750007 - и
Шифр 85.31
В этой книге о великом русском композиторе Петре Ильиче Чайковском, материал для которой собирался многие годы, нет ни слова вымысла. Использованы только документы или рассказы людей, которые были близки к Чайковскому. И если кто‑нибудь, прочитавший эти страницы, захочет снова послушать какое‑либо творение композитора или разыщет какой‑нибудь из старых петербургских домов, о которых говорится в книге, посмотрит на него, представит себе, что переживал и думал именно здесь великий композитор, и почувствует хоть часть того волнения, которое я испытываю каждый раз, видя эти места, я буду считать свою задачу выполненной.
«Могучая кучка»: страницы истории петербургского кружка музыкантов
Крюков А. Н.
Биография
Инв. номер 853994 - и
Шифр 85.31
Книга знакомит с основными участниками «Могучей кучки» - композиторами М. А. Балакиревым, М. П. Мусоргским, Ц. А. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным и критиком В. В. Стасовым, показывает, как молодые композиторы, объединенные общностью идейно-художественных взглядов, сформировались в крупнейших мастеров музыкального искусства, характеризует вклад каждого из них в развитие русской музыкальной культуры.
Невские вариации: музыкальное путешествие из Петербурга в Петербург
Платек Я. М.
Очерки
Инв. номер 1315725 - и
Шифр 85.31
Эта книга содержит серию очерков, связанных с разными музыкальными событиями: неожиданные совпадения в истории глинкинских опер, триумфальные гастроли великих музыкантов на берегах Невы, открытия Дмитрия Шостаковича, тяжкая судьба русских поэтов и их отношения с музыкой, заочное музыкальное соревнование Владимира Набокова и Юрия Лотмана. Два очерка посвящены жизни и творчеству П. И. Чайковского. В одном из них исследуются запутанные коллизии «Пиковой дамы» («Тройка, семерка, туз, или Четыре Пиковых Дамы»), а во втором - загадочная смерть автора оперы («Прощание»). Исследуя петербургскую тему в творчестве Чайковского, автор разделяет мнение хореографа Джорджа Баланчина: «Чайковский - петербургский композитор, совершенно петербургский. <...> по сущности своей музыки Чайковский - петербуржец, как петербуржцами были Пушкин, Стравинский...»
Самоубийство Чайковского
Познанский А. Д.
Биография
Инв. номер 1228796 - и
Шифр 85.31
В книге Александра Познанского на основе редких архивных материалов исследуются малоизвестные обстоятельства личной жизни П. И. Чайковского, на протяжении века старательно замалчиваемые официальной критикой и породившие массу слухов, касающихся его трагической смерти. Автор полагает, что его книга даст возможность российскому читателю не только разобраться в ученой полемике вокруг смерти Чайковского, но и впервые получить представление о нем, как о реальном человеке из плоти и крови, в противовес его хорошо знакомому канонизированному образу, лишенному многих психологических нюансов. Эта книга, по мысли автора, усложнит и расширит наши представления и о самом Чайковском, и об обществе, в котором он жил.
Санкт-Петербург: действующие лица
Синдаловский Н. А.
Словарь
Инв. номер 1266565 - б
Шифр 63.3
Книга Н. А. Синдаловского построена в форме биографического словаря, в котором представлено около двухсот очерков о петербуржцах, ставших героями городского фольклора. О них говорили в аристократических салонах и на рыночных площадях, в общественном транспорте и в семейном кругу, в заводских курилках и студенческих общежитиях. О них рассказывали хлесткие анекдоты и романтические легенды, распевали веселые частушки и передавали из уст в уста пословицы и поговорки. Автор предлагает взглянуть на них сквозь необычную и своеобразную призму петербургского городского фольклора - так, как чаще всего смотрел на них народ. Это позволит по-новому всмотреться в их судьбы, глубже заглянуть в их души, яснее понять их роль в трехсотлетней истории Петербурга. Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, интересующихся историей и культурой нашего города.
Музыкально-критические статьи
Чайковский П. И.
Сборник статей
Инв. номер 163144 - и
Шифр 85.31
Настоящее издание является вторым, первое вышло в 1898 г. под названием «Музыкальные фельетоны и заметки» Петра Ильича Чайковского (1868—1876). Текст статей Чайковского для нового издания проверен по печатным первоисточникам, т. е. периодическим изданиям, в которых он участвовал в качестве критика в 70-х годах XIX в.
Чайковский
Биография
Инв. номер 1181539 - и
Шифр 85.31
Альбом в двух томах содержит более 500 иллюстраций, которые воспроизводятся с подлинников, хранящихся в архивах Советского Союза, прежде всего в Государственном Доме-музее П. И. Чайковского в Клину, а также находящихся за рубежом. Первый том альбома представляет собой летопись жизни и творчества Чайковского в иллюстрациях, дополненную выдержками из писем, дневников, музыкально-критических статей композитора, а также высказываниями его современников. Самостоятельный раздел первого тома содержит публикации всех известных в настоящее время фотопортретов Чайковского. Все они снабжены точными указаниями дат съемки и комментариями, касающимися дарственных надписей, имеющихся на большинстве портретов. Во второй том вошли материалы, рассказывающие о жизни музыки гениального русского композитора в наши дни, на его родине и за рубежом, о музеях Чайковского в Воткинске и Клину, о Международном конкурсе музыкантов-исполнителей, носящем имя великого мастера.

Понравившиеся книги с выставки можно заказать на сайте и взять на дом в отделе литературы по искусству по адресу: Катаева 41, каб. №7.

Дополнительная информация по телефону: 255-422 (доб. 522). Обращаем ваше внимание, что при посещении библиотеки необходимо иметь при себе маску.

  • Искусство медленного чтения
    Искусство медленного чтения
    Монография
  •  ДНК = DNA: история генетической революции
    ДНК = DNA: история генетической революции
    Уотсон Джеймс Дьюи
    Научно-популярная литература
  •  Рабочие отношения
    Рабочие отношения
    Рубан В. Д.
    Популярная психология
  •  В главных ролях
    В главных ролях
    Рунге Татьяна
    Популярная психология
  • Das Göttinger Nobelpreiswunder - 100 Jahre Nobelpreis
    Das Göttinger Nobelpreiswunder - 100 Jahre Nobelpreis
    Cправочное издание
  • Валентина Челинцова
    Валентина Челинцова
    Трифонова Г. С.
    Монография
  • Казимир Малевич и его пророчество о «новом бытие»
    Казимир Малевич и его пророчество о «новом бытие»
    Сидорина Е. В.
    Монография
  • Иконография Сталина
    Иконография Сталина
    Руцинская И. И.
    Монография
< >
Яндекс.Метрика