г. Сыктывкар

ул. Орджоникидзе, 10

ул. Катаева, 41

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн - Пт: с 10.00 до 19.00

Сб: выходной

Вс: с 10.00 до 17.00

Последняя среда месяца - санитарный день

санитарный день

Национальная библиотека Республики Коми
Умная библиотека для общества знаний
Меню
22 августа 2020

100 лет Брэдбери и Азимову

Сто лет назад

2 января 1920 года в селе Петровичи Смоленской губернии родился мальчик, которому суждено было стать знаменитым. Ровно полгода спустя, 22 августа 1920 года, на другом конце земли, в городе Уокиган штата Иллинойс появился на свет ещё один младенец – тоже с великим будущим. Так, сто лет назад, начиналась история двух культовых писателей-фантастов – Айзека Азимова и Рэя Брэдбери, ровесников и соперников по литературному ремеслу.

Лучше всего об этом - прямой речью:  

«Я вырос на Азимове, хотя мы с ним почти ровесники! Мы глотали романы друг друга, тайком надеясь найти в них источник вдохновения для себя - и находили! Мир его знает, прежде всего, как фантаста. Но ведь именно он создал целую серию потрясающих детективов, составил четырехтомную "Историю Северной Америки", написал двухтомник "Путеводитель по Библии", всю глубину которого нам еще предстоит осознать. Он – автор трех законов робототехники. Лично мне это говорит больше, чем любой некролог. Всё! Этого достаточно! Человек, сформулировавший эти законы, обеспечил себе место в антологии великих философов мира сего… Я любил, люблю и буду любить Азимова. И это не прозвучит банально. Ибо Азимов и банальность несовместимы».

Как стать писателем

Высказывание Брэдбери о своём соотечественнике выдаёт в нём страстного, всеядного читателя, человека с разносторонними интересами, бегущего от банальной литературы. Однако первыми его любимыми книгами были примитивные комиксы о супергероях. Они будоражили воображение и рисовали другие миры. Потом он открыл для себя Герберта Уэллса, Жюль Верна и Эдгара По. А много лет спустя, когда репортер журнала «Time»в интервью к 90-летию писателя поинтересовался, что он читает, Брэдбери ответил: «Сейчас собственно ничего, за исключением Шекспира».

В том же самом интервью Брэдбери рассказывает, как стать писателем: «Я прошел курс письма в летней школе в 1939 году, когда учился в последнем классе. Но это не сработало. Секрет письма заключался в том, чтобы жить в библиотеке два или четыре дня в неделю в течение десяти лет. Я закончил библиотеку, прочитав каждую книгу в ней. И попутно я писал каждый день каждой недели каждого месяца, каждый год. А через десять лет я стал писателем».

Брэдбери закончил библиотеку, как заканчивают университет. Других университетов в его жизни не было. Его самая знаменитая цитата о том же – о великой силе чтения книг: «Есть преступления похуже, чем сжигать книги. Например – не читать их».

Сколько стоит шедевр

91-летний писатель не был рекордсменом по плодовитости – 27 романов и около 600 рассказов. Не так уж много для почти семидесятилетнего литературного стажа. Но мудрость, вдохновение, приключение и чудо, наполнявшие его истории, воистину неисчерпаемы.

Свою собственную коллекцию книг он завещал публичной библиотеке родного города Уокиган, где он провёл столько времени. В память о нём библиотека проводит ежегодный творческий конкурс для художников, поэтов и писателей в поисках новых талантов. А в этом году, накануне дня рождения писателя библиотекари организуют виртуальную игру-викторину на знание творчества Рэя Брэдбери. Правда, не бесплатно – 15 долларов с человека. Неплохо продаются и футболки, выпущенные специально к памятной дате. К тому же, к юбилейной благотворительной акции был придуман достойный девиз – «Поддержи библиотеку своей соткой к его столетию».

Немножко коммерции американской библиотеке не повредит, хотя вряд ли это в духе мечтателя и провидца Брэдбери. В начале карьеры литературный труд не приносил ему заработка. В одном из своих интервью он поделился финансовыми подробностями:  самые успешные из его рассказов, вошедшие в сборник «Марсианские хроники», он продал издателю всего по 25 долларов за штуку. А повесть «451 градус по Фаренгейту» стоила и того меньше – 9 долларов 80 центов, поскольку весь гонорар ушёл на оплату аренды пишущей машинки.

Брэдбери часто повторял в своих интервью, что его ведёт любовь, радость к жизни и страсть. Ни одной страницы он не написал ради финансового успеха. Возможно поэтому его книги такие искренние и глубокие: «Всё, что я могу сделать, это научить людей влюбляться. Мой им совет: делайте то, что любите, и любите то, что делаете. Тогда вы станете свободным от всех законов и гравитации. Учите людей парить в воздухе и влюбляться в себя. Если я смогу научить их этому, я проделал огромную работу».

От Нью-Йорка до Лос-Анджелеса

Прекрасное ощущение полёта хорошо описывает чтение книг Брэдбери и Азимова. Но как ни странно, ни тот, ни другой не любили летать самолётом. Вероятно поэтому два похожих автора, чьи произведения иногда путают, не встречались в жизни. Один был калифорнийцем, другой – жителем Нью-Йорка. Между ними – четыре с половиной тысячи километров. Лишь однажды, в 1965 году, им довелось увидеться на телешоу, посвященном жанру научной фантастики. «Это был первый раз, когда я встретил Рэя Брэдбери, хотя, конечно, мы знали друг друга достаточно хорошо по нашим произведениям, чтобы сразу заговорить по имени», – вспоминает Айзек Азимов в автобиографии «Пока восторг ощутим». Это была их первая и единственная встреча.

Наш рассказ о двух гигантах американской литературы начался с фрагмента из интервью Брэдбери газете «Комсомольская правда» в 1992 году. В тот год умер Айзек Азимов. Рэй Дуглас Брэдбери пережил его ровно на 20 лет. Как их год рождения – 1920, так и год их смерти сошёлся на цифре «2». Азимов умер в 1992, Брэдбери в 2012. На книжной полке их произведения стоят по соседству, как по старшинству: сначала «А», потом «Б». Такие совпадения.

Читайте в нашей библиотеке

Книги Айзека Азимова в оригинале и в переводеКниги Рэя Брэдбери в оригинале и в переводе
    100 лет Брэдбери и Азимову
    Сто лет назад
    Как стать писателем
    Сколько стоит шедевр
    От Нью-Йорка до Лос-Анджелеса
    Читайте в нашей библиотеке
    • Концертная фантазия на темы Ж. Бизе из «Кармен» и «Арлезианки»
      Концертная фантазия на темы Ж. Бизе из «Кармен» и «Арлезианки»
      Лукьянов Д.
      Ноты
    • Маленькие пьесы для ударных инструментов и фортепиано. Старшие классы ДМШ
      Маленькие пьесы для ударных инструментов и фортепиано. Старшие классы ДМШ
      Ред.-сост. В. А. Ловецкий
      Ноты
    • Пьесы для литавр и фортепиано
      Пьесы для литавр и фортепиано
      Васильченко Н.
      Ноты
    • Ритмические диалоги для дуэта литавр и малого барабана
      Ритмические диалоги для дуэта литавр и малого барабана
      Лукьянов Д.
      Ноты
    • Rudiments. Time. Control. Speed : техника барабанщика
      Rudiments. Time. Control. Speed : техника барабанщика
      Степанов П.
      Учебное пособие
    • Школа игры на ударной установке "Би-Боп"
      Школа игры на ударной установке "Би-Боп"
      Авалиани И.
      Учебное пособие
    • Школа игры на ударной установке. Ритмические рисунки, грувы и биты
      Школа игры на ударной установке. Ритмические рисунки, грувы и биты
      Чидди К.
      Учебное пособие
    • Духовые инструменты. История исполнительского искусства
      Духовые инструменты. История исполнительского искусства
      Толмачев Ю.
      Учебник
    < >
    Яндекс.Метрика