г. Сыктывкар

ул. Орджоникидзе, 10

ул. Катаева, 41

8 (8212) 255-422

leninka@nbrkomi.ru

Пн - Пт: с 10.00 до 19.00

Сб: выходной

Вс: с 10.00 до 17.00

Последняя среда месяца - санитарный день

санитарный день

Национальная библиотека Республики Коми
Умная библиотека для общества знаний
Меню
14 февраля 2021

Сыкомтевчук. У истоков коми театра

Ровно 100 лет назад в Усть-Сысольске усилиями Виктора Савина была создана первая постоянно действующая коми театральная труппа «Сыкомтевчук» – Сыктывкарса коми театрын ворсысь чукӧр (Усть-Сысольское коми театральное объединение). Именно она положила начало национальному театру Коми.

Шестьдесят одаренных и активных участников театральной самодеятельности объединились в первый полупрофессиональный театр. Организатором, режиссером и ведущим актером труппы стал Виктор Савин.

Виктор Савин, основатель коми театра
Виктор Савин, основатель коми театра

Коми театральное объединение «Сыкомтевчук» было официально утверждено Уполитпросветом 14 февраля 1921 года. Свои задачи коллектив видел в том, чтобы «создать народный коми театр, дать малопросвещенному, отсталому народу коми культурное воспитание путем постановок спектаклей на родном языке».

Югыд туй. 1921. Февраль 9 лун.
Югыд туй. 1921. Февраль 9 лун.

Свой первый сезон театр открыл пьесой русского писателя Александра Неверова «Бабы» в переводе на коми язык. Перевод осуществили Агния Суханова, Анна Чеусова и Виктор Савин. 26 февраля 1921 года газета «Удж» за подписью «Любитель театра» поместила рецензию на премьерный показ: «12, 13 и 14 февраля 1921 года в народном доме с большим успехом шла драма Неверова в 4-х действиях – «Бабы» на зырянском языке в исполнении «Сыкомтевчук».

Театральные постановки были примитивны: декорации составлялись из имеющейся мебели, подручных вещей. Роли исполнялись в своих костюмах. Парики были редкостью. Бороды и усы за неимением клея крепились вареной картошкой, для имитации бороды использовались кудель или мох, вместо черной краски – сажа. Актеры работали под суфлера. Из музыкального сопровождения была одна гармошка. Несмотря на бедность реквизита, публика охотно смотрела спектакли. Зрители, большинство из которых впервые в жизни видели театральное представление, открывали для себя новое искусство.

Вслед за первой пьесой по примеру агиттеатра военных лет в 1921 году был проведен спектакль-митинг «Золотой клубок» («Зарни ёкмыль») в честь Парижской Коммуны. Еще одним спектаклем-митингом стала специально написанная В. Савиным для «Недели помощи голодающим» пьеса «Долг» («Водзӧс»), рисовавшая жизнь голодающих крестьян Поволжья и призывавшая к оказанию им помощи.

О первых шагах Сыкомтевчука и о театральных постановках тех лет Савин писал:
«Коми труппа Сыкомтевчук ... ставила спектакли каждую неделю и разъезжала по многим волостям, причем играла совершенно безвозмездно... Каждая новая пьеса с жадностью схватывалась, переписывалась и переходила из одного села в другое. Но репертуар был очень скуден и не мог удовлетворять запросы с мест. Тут выявилось самодеятельное творчество местных культурных работников: занялись переводами русских пьес, переделками их, появились и свои доморощенные драматурги, которые на скорую руку стряпали пьесы и ставили на деревенской сцене. Ставили все, что попадалось под руку. На содержание мало обращалось внимания — лишь бы устроить спектакль, а там будь что будет».

Здание Народного дома, центра культурной жизни в Усть-Сысольске. Фотография 1920-х годов
Здание Народного дома, центра культурной жизни в Усть-Сысольске. Фотография 1920-х годов

В начале 1920-х годов имевшиеся в местном репертуаре несколько коми и десяток переводных русских пьес, не могли удовлетворить театральную самодеятельность ни по тематике, ни по художественному уровню. Поэтому наиболее активные участники Сыкомтевчука пробуют писать пьесы сами. Известной популярностью пользовалась, например, детская пьеса Агнии Сухановой «К свету» («Югыдлань»).

Именно в эти годы были заложены основы национальной драматургии. Значительным этапом в ее развитии являются сатирические пьесы В. Савина «Тшын» (1924), «Райын», «Инасьтӧм лов», «Тöдтöм туйöд», «Черань» (все - 1925), «Куломдiнса бунт» (1928), «Знаменье» (1930), «Моль» (1931). Выдержав испытание временем, некоторые из них до сих пор представлены на сцене.

Пьеса «Дым» («Тшын») осмеивала пустую мечту нэпманов о возрождении частнособственнического капитала в Коми крае. Усть-Сысольский мещанин Мосей Гришка считает себя высококультурным человеком. Ему претит соседство с «низким» людом, с зырянами, он пренебрежительно относится к родному народу и его «грубому» языку, щеголяет безобразно исковерканным русским. К тому же Мосей Гришка жаден. Какие-то проходимцы обворовывают его, оставляя «в дыму-чаду, как с похмелья». Всем своим пафосом пьеса утверждала историческую обреченность всяких надежд на реставрацию капитала.

Двухчастная комедия «В раю» («Райын») и «Неприкаянная душа» («Инасьтӧм лов») разоблачала церковь, религию, веру в потусторонний мир. Сюжет комедии «В раю» прост: это юмористический рассказ о путешествии духа умершего крестьянина по раю и аду. В пьесе нет развернутой интриги, но благодаря образу центрального героя — весельчака Сюзь Матвея — она стала живой и занимательной. Имя его сделалось нарицательным. Своими песнями и прибаутками, сопровождавшимися игрой на старинном музыкальном инструменте «сигудке», он издевается над «святыми». «Я свою деревню ни на какой небесный рай не променяю»,— эти многократно повторенные слова Сюзь Матвея стали лейтмотивом произведения, звучавшего как жизнерадостный гимн земле и труду.
Спектакль произвел на городских зрителей огромное впечатление. Он вывозился в пригородные клубы – Кируль и Тентюково, в ближайшие села, много раз повторялся в городе.

В 1925-1927 годах Виктор Савин обращается к истории коми народа, в частности к истории бунта усть-куломских крестьян в 1841-1843 годах. Он едет на место событий, ищет стариков – живых свидетелей, изучает архивные материалы. Пьесу называет «Усть-куломский бунт». Сюжет строит точно хронологически, сохраняя подлинные фамилии вожаков и участников событий.
В небольшое село Усть-Кулом в верховьях Вычегды, где насчитывалось всего 750 ревизских душ, из губернского центра г. Вологды направлен отряд в 200 солдат с пушками. Расправа была жестокой: 8 главарей бунта сосланы в Сибирь на каторгу, остальные 110 участников наказаны плетьми.

Драматург на большом историческом материале нарисовал картину подлинных событий. Спектакль был показан трижды. Вот как описал его Андрей Попов в газете «Югыд туй» за 30 декабря 1928 года:
«Кулӧмдінса бунт» кодь ыджыд ворсанторйыд ӧнӧдз миян эз на вӧв. Ыджыд, дерт, не кузянас (мунӧ 4 часысь дырджык, 8 картинаа), не ворсысь лыднас (50 кымын морт), ыджыд мич боксяньыс да тема боксяньыс… Уна йӧза ворсӧмъясыд (торъя нин 3-ӧд да 6-ӧд торъяс) татшӧм лӧсьыдатӧ миян гежӧда артмывлӧ. Мукӧд сценаяс дырйиис весиг сьӧлӧмыд юркнитлас – сэтшӧм бура ворсӧны».

https://neb.nbrkomi.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000427080

 

Спектакль «Усть-Куломский бунт». 1928 год.
Спектакль «Усть-Куломский бунт». 1928 год.

Группа «Сыкомтевчук» функционировала около 8 лет. Она имела большое значение для знакомства коми населения с новым искусством. Зрители, большинство из которых впервые увидели театральное представление, не замечали недостатков. Для них открылось неведомое: театр учил видеть добро, быть непримиримым к злу и несправедливости. Они входили в мир прекрасного.
В период НЭПа деятельность Сыкомтевчука постепенно свертывается, и к середине 20-х годов коллектив распадается. Попытки возобновить его работу предпринимались неоднократно, но безуспешно. Театральная самодеятельность, даже при известной профессионализации некоторых трупп, не могла удовлетворить быстро растущих культурных запросов нового зрителя.

Если в первые годы после Октября любительские кружки добивались известного успеха благодаря своему энтузиазму и непривычности драматического искусства в глухих деревнях, то впоследствии, как отмечал это сам основатель коми театра Виктор Савин в газете «Югыд туй» за  2 декабря 1922 года «...с переходом на мирное строительство, когда жизнь стала входить в нормальные условия, энтузиазм стал постепенно ослабевать, и театральное дело начало падать. К этому прибавились и другие причины: возросло самосознание населения, произошло перерождение зрителя, старый репертуар (большей частью агитки и малосодержательные и нехудожественные пьески) отжил свое время, а новый не так-то легко было создать. В результате несколько лет подряд театр переживает определенный кризис, стоит на месте и не может двинуться вперед ни на шаг».

https://neb.nbrkomi.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000426892

Народу коми нужен был профессиональный драматический театр. В 1929 году «Сыкомтевчук» прекратил свое существование в качестве самодеятельного театрального объединения. Назрела необходимость создания профессионального коми театра. Переходом от Сыкомтевчука к профессиональному Коми драматическому театру стал полупрофессиональный Коми инструктивно-передвижной театр, открытый в начале 1930-х годов в Сыктывкаре по инициативе Виктора Савина.

                                                           Источники

  1. Ельсова М. И шуисны – «Сыкомтевчук» // Коми му. ­ – 1991. – Февраль 21 лун.
  2. Из протокола организационного собрания самодеятельных артистов г. Усть-Сысольска о создании театральной труппы "Сыкомтевчук": от 25 января 1921 г. // Культурное строительство в Коми АССР, 1919-1937 : сборник документов. – Сыктывкар, 1979. – С. 71.
  3. Коми театр: время и люди / [сост. и гл. ред. М. А. Удоратина]. – Сыктывкар, 2013. – 144 с.
  4. Митюшёва Н. А. Коми театр. Свет минувшего: очерки, статьи и документы о любителях и мастерах коми сцены. - Сыктывкар, 2013. - С. 23-36.

https://neb.nbrkomi.ru/docs/common/RKOMIBIBL0001005138

  1. Попов А. Кулӧмдiнса бунт / Ӧльӧк Ӧндрей Попов // Югыд туй. – 1928. – Декабрь 30 лун.

https://neb.nbrkomi.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000427080

  1. Попова С. М. Страницы истории коми театра. – Сыктывкар, 1965. – 95 с.
  2. Савин В. Коми театр // Югыд туй. – 1922. – Декабрь 2 лун.

     https://neb.nbrkomi.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000426892.

  1. Старцев С. А. "Сыкомтевчуксянь" профессиональнӧй театрӧдз / Полярный Ст. // Вӧрлэдзысь. – 1936. – Сентябрь 1 лун. 
  2. Сыкомтевчук // Югыд туй. – 1921. – Февраль 9 лун.

        Использованы фотографии из открытых источников.

Выставку подготовила специалист отдела основного хранения фондов Светлана Черных.

  • Главное в истории современного искусства
    Главное в истории современного искусства
    Ходж С.
    Научно-популярная литература
  • Пинакотека Брера. Милан
    Пинакотека Брера. Милан
    Альбом
  • Искусство сквозь время: мировая история
    Искусство сквозь время: мировая история
    Розен А.
    Научно-популярная литература
  •  Юбилейная летопись : история успеха : к 35-летию ОАО "Птицефабрика Зеленецкая" : дайджест
    Юбилейная летопись : история успеха : к 35-летию ОАО "Птицефабрика Зеленецкая" : дайджест
  • Говорит и показывает искусство
    Говорит и показывает искусство
    Арнольд Д.
    Научно-популярная литература
  • Поём о войне и Победе. Старший школьный хор, Выпуск 2
    Поём о войне и Победе. Старший школьный хор, Выпуск 2
    Ноты
  • Поём о войне и Победе. Младший школьный хор, Выпуск 1
    Поём о войне и Победе. Младший школьный хор, Выпуск 1
    Ноты
  • Всем поколениям петь
    Всем поколениям петь
    Чистов Михаил Александрович (1930-2013)
    Ноты
< >
Яндекс.Метрика